Понедельник, 02.12.2002. Выпуск 28

МНЕМОТЕХНИКА И ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (3)

Слова нового урока закреплены в памяти. Теперь при восприятии слова на слух или в тексте оно рефлекторно вызывает соответствующий зрительный образ, понимается автоматически. Можно приступать к проработке самого урока.

Разбор урока

Для проработки упражнений урока понадобится магнитофон (специальный лингафонный аппарат - цифровой повторитель) и три маркера разного цвета. При прослушивании кассеты со словами, фразами, диалогами, текстом, маркером одного цвета в учебнике выделяется весь озвученный материал. К этому материалу придется возвращаться неоднократно. И так как он разбросан по учебнику, предварительное его выделение облегчит работу с учебником.

Маркером другого цвета выделяются предложения, иллюстрирующие новые грамматические правила.

Третьим цветом выделяются фразы, которые, как вам кажется, могут пригодиться в самое ближайшее время.

Фразы, отмеченные как примеры грамматики и часто употребляемые фразы, будут запоминаться последовательно для их закрепления в долговременной памяти.

Работа со звуковым материалом урока

Схема работы со звуковым материалом урока простая. На цифровом повторителе вылавливается первая фраза и прослушивается несколько раз. Так как слова урока предварительно заучены очень качественно, то смысл фразы понятен, и можно сконцентрировать внимание на формировании правильного произношения.

После прослушивания фразы её следует громко вслух повторять несколько раз, добиваясь максимально точного копирования произношения и интонации. Проверить свое произношение можно на том же цифровом повторителе, записав свой голос в цифровую память и сверив его с произношением диктора.

Так прорабатывается весь звуковой материал урока. При условии, что слова урока заучены очень хорошо, фразы запоминаются сами. Мозг человека очень хорошо запоминает отдельные короткие фразы.

На проработку одного урока из середины учебника может потребоваться часов шесть.

Проверка усвоения материала урока

Обычно озвученный материал размещается в учебнике двумя колонками. В левой колонке текст на иностранном языке. В правой колонке - на русском.

Если закрыть открыткой правую колонку с русским текстом, то в этом случае вы будете проверять качество запоминания слов. Читаете текст на иностранном языке, переводите его на русский язык, сдвигаете открытку на правом столбике, проверяете правильность перевода. Если слова были заучены качественно, при выполнении этого упражнения не возникает никаких проблем. Все переводится без ошибок.

Обратный перевод, с русского языка (правая колонка) на иностранный язык (левая колонка) проверяет качество усвоения вами новых грамматических правил. Если вы сразу не можете перевести русскую фразу на иностранный язык, эту фразу следует отметить и проработать её дополнительно, многократно прослушивая на повторителе и многократно повторяя вслух.

В идеале фраза должна переводится на иностранный язык автоматически. Вы не должны думать ни о словах, ни о грамматических правилах.

Запоминание фраз

Грамматика запоминается в виде фраз, которые иллюстрируют новые грамматические правила. На заранее сформированную последовательность опорных образов (вспомогательных образов) следует последовательно запомнить "грамматические" фразы. Принцип запоминания фраз простой.

Представляется ситуация, которая описывается фразой. Например: "Смотри, случайно не возьми мои ключи". Или: "Найдите мне, пожалуйста, десять пустых файлов, нет, даже одиннадцать". Нужно представить в воображении сюжетную картинку, соответствующую описываемой фразой ситуации. Из этой сюжетной картинки выбирается центральный (ключевой) зрительный образ. И этот образ запоминается на очередной вспомогательный образов. Во фразе с ключами ключевым образом может быть тумбочка с ключами. А во фразе с файлами - десять пустых файлов.

Аналогично запоминаются и фразы, которые вам просто понравились. Но на другие опорные образы.

При многократном прослушивании и при многократном повторении, фразы запоминаются автоматически и воспроизводятся как одно длинное слово. Но без специального запоминания последовательности человек не может воспроизвести эти фразы, хотя, первое время узнает их на слух. Но нужно учитывать механизмы стирания информации в мозге. Если новые фразы не закреплять путем мысленного повторения, они забудутся.

Фиксация фраз на системе опорных образов позволяет вспоминать фразы в порядке их запоминания. Это, в частности, дает возможность воспроизвести грамматические правила четко в том порядке, в каком они даются в учебнике.

Вспомнив очередной опорный образ, вы вспоминаете ключевой образ фразы. И по нему сразу вспоминается фраза. Она сама возникает в сознании, как хорошо заученный отрывок стихотворения. Память работает по принципу "стимул - реакция". В данном случае стимулом служит ключевой образ фразы, а реакцией - фраза.

Закрепление фраз в долговременной памяти

После того как "грамматические фразы" и "полюбившиеся фразы" загружены в память, можно приступать к закреплению новых фраз. Для этого учебник уже не нужен. Вы можете воспроизводить все фразы по памяти. Это значит, что вы можете выполнять упражнения на закрепление материала урока в любое свободное время, например, в метро или автобусе.

Обратите внимание на то, что даже способность воспроизводить фразы в четком порядке исключительно по памяти ещё не говорит о запоминании этих фраз. Для закрепления новых фраз в мозге в течение примерно четырех дней (в любое свободное время) выполняются следующие упражнения. Все упражнения на закрепление фраз в памяти выполняются исключительно по памяти. Учебник лежит дома.

1. Мысленное проговаривание фраз с четким представлением в воображении ситуации, которая описывается фразой, предложением, диалогом.

2. Подстановка в грамматическую конструкцию ранее заученных слов. То есть, генерация новых фраз, но с тем же грамматическим "скелетом".

3. Комбинация фраз и новых слов, составление диалогов, коротких рассказов.

В процессе выполнения всех этих упражнений, человек думает на иностранном языке. Без внутреннего перевода на родной язык. Процесс внутреннего говорения на иностранном языке сопровождается зрительными образами в воображении, которые обеспечивают непосредственное понимание предложений.

Запоминание написания слов

Здесь трудно придумать что-то новое. Мы все знаем, как нужно этому учиться. Нас этому учили в школе с первого класса. Когда материал урока полностью проработан, когда закреплены в долговременной памяти новые слова, новая грамматика и нужные фразы, можно приступать к запоминанию написания слов.

Включите повторитель, прослушайте предложение, и записывайте предложение в тетрадь. Когда возникают трудности, подсматривайте в текст учебника. С каждым предложением вы будете подсматривать все реже и реже. Не нужно запоминать написание отдельного слова. Запоминайте сразу написание целых предложений.

Обратите внимание: не нужно переписывать предложения из учебника, нужно писать под диктовку, воспринимать предложения на слух. В учебник можно лишь подглядывать, когда возникают сомнения.

Вот, вкратце, такую схему самостоятельного изучения иностранного языка предлагает мнемотехника, в частности, система запоминания "Джордано". Процесс изучения иностранного языка не становится более легким от применения мнемонических методов запоминания. Но этот процесс становится контролируемым, качественным, на практике реализуются принципы интенсивного и безвозвратного обучения. И на порядок сокращается общее время, затрачиваемое на прохождение курса обучения иностранному языку.

НОВОСТИ И ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА MNEMONIKON

30 ноября 2002 года в Москве состоялся конкурс скорочтения и суперпамяти среди выпускников курсов Школы рационального чтения. С гордостью сообщаю, что первое место в номинации "Мнемотехника. Запоминание чисел" занял мой ученик. Фоторепортаж с конкурса будет опубликован 3 декабря 2002 года.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.

Hosted by uCoz