Четверг, 11.11.2004. Выпуск 74

ЗАПОМИНАНИЕ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ (1)

Приходят письма с просьбой описать технику запоминания карт. Скоро Новый год и вы как раз успеете натренироваться в запоминании игральных карт, чтобы на новогодние праздники развлечь своих друзей и родственников демонстрацией феноменальной памяти.

Техника запоминания карт очень простая. И если вы знакомы с элементами мнемотехники и, тем более, если у вас сформирован навык запоминания, то вы уже через час сможете запоминать и вспоминать случайные последовательности из тринадцати карт.

Сначала научимся запоминать тринадцать карт.

Вы должны знать:

- буквенно-цифровой код (1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7- сз, 8- вф, 9-рц, 0-нм);
- сотню опорных образов, сформированных методом Цицерона.

Опорные образы должны быть хорошо закреплены в памяти. Так, чтобы вы могли совершенно свободно просматривать их в воображении.

Закодируем первые 13 карт. Подберем для них образные коды.

Пики
2 - ПТица (Пики = П, 2 = дТ = Т)
3 - ПиКа
4 - ПеЧь
5 - ПиПетка
6 - ПуШка
7 - ПиСьмо
8 - ПиВо
9 - ПеРец
1(0) - ПуГовица
Валет - ПаВлин
Дама - ПуДра
Король - ПаКет
Туз - ПаТефон

Образные коды должны быть фиксированными. Это значит, что вам нужно придумать один единственный зрительный образ для карты и никогда его не изменять. Образы должны быть конкретными, максимально детализированными, по возможности объемными и цветными.

Если слово совпадает с ранее выученными образными кодами, тогда следует подобрать другой образ, не совпадающий с образным кодом, который используется для кодирования чисел, например. Если числу 58 у вас соответствует образный код "ПиВо", и вы его представляете образом "пивная кружка", тогда для карты "восьмерка пики" используйте образ "бочка с пивом" или любой другой образ.

1. Возьмите тринадцать карт (все пики) и на обратной стороне каждой карты фломастером напишите слово (с обратной стороны "дамы" напишите ПуДра). На следующий день вы сможете стереть слово, фломастер легко стирается с карты.

2. Запомните образные коды приемом "Цепочка". Первый образ (птица) соедините в воображении с коробочкой от карт. При запоминании приемом "Цепочка" образы соединяются в воображении парами.

коробочка + птица
птица + пика
пика + печь
печь + пипетка
пипетка + пушка
пушка + письмо
письмо + пиво
пиво + перец
перец + пуговица
пуговица + павлин
павлин + пудра
пудра + пакет
пакет + патефон

3. Закрепите в памяти последовательность образных кодов путем многократного мысленного припоминания. Вспомните образы несколько раз в прямом и обратном порядке. При припоминании фиксируйте каждый образ в воображении на 2-3 секунды. Представлять нужно только один припоминаемый образ, никаких других образов в этот момент в воображении быть не должно.

4. Теперь вам нужно образовать связь между образом игральной карты (каждая карта имеет свой неповторимый образ) и образным кодом. Слова нужны лишь на этапе заучивания образных кодов, для страховки, для подсказки. После образования связи вид карты должен мгновенно вызывать в воображении образный код (зрительный образ). А при припоминании образного кода в воображении должен появляться внешний вид карты.

Не следует ожидать того, что вы будете видеть образы в воображении так четко, как во сне. Нет. Припоминаемые образы должны быть точно такими же, какими вы видите (представляете) образы, когда вспоминаете обстановку своей кухни, например. Для запоминания такой яркости образов вполне достаточно.

Всегда представляйте образы только с открытыми глазами. При закрытии глаз яркость представлений не улучшается, а ухудшается. Это связано с тем, что когда вы закрываете глаза, сетчатка глаза начинает генерировать импульсы с максимальной частотой и это мешает видеть образы из мозга. Закрытие век не означает отключение глаз.

Итак, следующий этап - образование связи между видом карты и образным кодом.

Возьмите пиковую двойку и держите её перед глазами как книжку. Одновременно с восприятием образа карты создайте в воображении образ "птица" и постарайтесь увидеть её где-то посередине между картой и глазами. Для этого вам придется немного расфокусировать глаза. Рассматривайте два совмещенных образа примерно одну - две минуты (воспринимаемый и представляемый).

Запоминание - это образование связи. Поэтому запоминание одного элемента вообще не имеет смысла. Когда вы одновременно видите карту и накладываете на неё представление птицы, мозгу есть что запоминать. И он быстро запомнит эту связь.

Аналогичные действия проделайте с остальными картами.

5. Теперь перемешайте тринадцать карт, чтобы получить случайную последовательность. Проверьте, можете ли вы вспомнить по карте зрительный образ. На первых порах допускается использование слов-подсказок. Но в идеале сначала должен вспоминаться образ "птица", и только потом вы называете его мысленно словом "птица".

Возможно, при переборе карт вы обнаружите, что образный код не вспоминается. Переверните карту и подсмотрите слово. Ещё раз образуйте связь между видом карты и образным кодом путем их наложения в течение одной - двух минут.

Как только вы сможете без подсказывающего слова вспомнить по картам все 13 образных кодов (в случайном порядке), переходите к следующему этапу.

6. Перемешайте карты. Просмотрите в воображении несколько десятков опорных образов. Теперь вы готовы запомнить случайную последовательность игральных карт (пока из 13 штук).

Смотрите на карту, вспоминайте образный код, соединяйте образный код с опорным образом, откладывайте карту в сторону. Например, если первый опорный образ - "стул", а запоминаемая карта - "пиковая двойка", то создайте связь между образами "стул" и "птица". Запомните все тринадцать карт.

Вспомните последовательность карт. Для этого просматривайте опорные образы, "снимайте" с них образные коды карт, мысленно называйте карту (пиковая двойка). Проверяйте себя по колоде.

Вспомните карты в обратной последовательности. Проверьте себя по колоде.

Запомните ещё тринадцать карт на следующие (пустые) опорные образы. Вспомните их в прямом и обратном порядке.

Важно. Не вспоминайте карты более двух - трех раз. Иначе вы рискуете испортить тренировочные опорные образы. Старые связи (закрепленные повторением) будут мешать запоминать новые последовательности на следующей тренировке, не будут стираться. Опорные образы можно использовать многократно.

В последующие дни (до нового выпуска рассылки) выполняйте такие упражнения.

Перебирайте карты и вспоминайте образные коды (сначала образ, а потом его название словом).

Перебирайте карты в уме. Вспоминайте образ карты и накладывайте на него образный код (зрительный образ).

Запоминайте случайную последовательность карт на тренировочные опорные образы. Если у вас 104 опорных образа, то за одну тренировку вы можете запомнить 8 случайных последовательностей из 13-ти карт.

В следующем выпуске рассылки мы продолжим изучение колоды.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.

Hosted by uCoz