Пятница, 06.09.2002. Выпуск 18

ЧТО МЕШАЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙ?

В этой статье я продолжаю тему предыдущей рассылки. Напомню, что идею эту подкинул на форум Вадим. В предыдущей статье мы разобрались, что слова и образы обладают реальной силой (энергией). Являясь стимулами для мозга, слова и образы (воспринимаемые или воображаемые) способны вызывать ответные реакции в мозге, и даже физиологические реакции организма.

Мы также разобрались, что связи в голове у человека могут фиксироваться разными способами. Простейший вид связи - рефлекс - прямое замыкание нервных клеток. Например, на стимул "Горячий утюг" следует реакция одергивания руки. Реакции могут быть цепными, то есть на стимул следует целая серия реакций - определенное поведение. С таким типом реагирования вы встречаетесь каждое утро при пробуждении. На стимул "Звонок будильника" следует реакция "Утренний ритуал одевания, умывания, приема пищи". Такие связи закреплены в мозге на уровне рефлекторной памяти, то есть прямых замыканий нервных клеток.

Но мозг способен образовывать связи и другим способом. В системе запоминания "Джордано" такой вид памяти называется электрической памятью. Прямого замыкания нервных клеток в этом случае не происходит. Связь сохраняется в виде синхронизированной электрической активности групп нервных клеток. Электрические связи очень пластичные. Они быстро создаются и быстро разрушаются, перестраиваются. Именно на механизме электрической памяти основано сознательное запоминание с помощью мнемонических методов.

Когда вы в своем воображении соединяете образы "чашка" и "карандаш", то нервные клетки, генерирующие эти образы в вашем мозге, очень быстро подстраиваются друг под друга, синхронизируются, приобретают одинаковый набор частот. В дальнейшем, когда вы увидите образ "чашка", в вашем воображении сразу же появится ранее связанный с чашкой образ "карандаш". Электрическая память отличается от рефлекторной памяти тем, что на стимул "чашка" в воображении появляются и образ "чашка" и образ "карандаш", то есть воспроизводятся все ранее связанные образы.

На этом же принципе основано формирование в мозге единичных "ячеек" личности - замкнутой системы связей между четырьмя образами. Благодаря тому, что сознание, личность находятся в виде электрических связей, то личность и сознание способны быстро изменяться, перестраиваться. И это дает возможность целенаправленно корректировать свою (и чужую) программу реагирования на воспринимаемые стимулы.

Сейчас мы увидим, что именно сформированные в мозге четырехэлементные структуры связей - и есть тот "барьер", "тормоз", "внутренний цензор", который ограничивает человека изнутри, препятствует осуществлению каких-то желаний, намерений.

Напомню на примерах, что такое конструкты. Допустим, у кого-то в голове существует такая система связей: "Если мужчина качок, то он опасен. Если мужчина дохлый, то он не опасен". Этот конструкт может иметь связи с другим конструктом: "Если человек опасен, то лучше ему не грубить. Если не опасен, то можно нахамить". Этот конструкт, в свою очередь, может быть связан с третьим конструктом: "Если нагрубить качку, то можно повредить свое здоровье. Если нагрубить слабаку, то это не отразится на здоровье".

На этих простых примерах видно, что четырехэлементные системы связей, организованные в иерархические структуры, представляют собой то, что называется "понятиями", "взглядами на жизнь", "нормами поведения", "мировоззрением", "нравственностью", "психологией человека" и т.п.

Очевидно, что у разных людей взгляды на жизнь - разные. Однако существуют конструкты, общие для большинства людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, то есть общие для определенного этноса. Говоря о таких конструктах, обычно употребляют словосочетание "общественное сознание".

Формированием сознания занимаются различные организации: семья, школа, вуз, СМИ.
Простейшим примером такого социального института является семья. Формирование нужных конструктов базируется на биологических потребностях и на положительном и отрицательном подкреплении.

Пример. Маленький ребенок хочет, чтобы ему чесали спинку перед сном. Путем проб и ошибок он находит необходимый стимул. Например, противный визг. Родители пытаются избавиться от раздражающего звука, почесывая малышу спинку. Тем самым они подкрепляют его поведение. В голове у малыша формируется конструкт: "Чтобы чесали спинку, нужно противно кричать. Чтобы не чесали спинку, нужно лежать молча". Этот конструкт в дальнейшем можем преобразоваться в более обобщенную программу действий: "Чтобы тебе сделали что-то приятное, нужно досаждать человеку. Если человеку не досаждать, то он для тебя ничего делать не будет".

Так как формирование нужных конструктов естественным путём основано на отрицательном или положительном подкреплении (или ещё на игнорировании - нулевая реакция), то, очевидно, что для подкрепления используются биологические потребности: удовлетворение пищевой потребности, удовлетворение половой потребности, удовлетворение чувства безопасности. Или наоборот: лишение пищи, сна, создание угрозы для здоровья или жизни.

Формирование конструктов в голове человека идет параллельно разными социальными институтами. И часто в семье формируются одни программы реагирования, а в школе - другие. Процесс формирования личности называется, как мы знаем, процессом воспитания.

Противоречащие друг другу конструкты (программы поведения) становятся причиной очагов возбуждения психики, неврозов, стрессов.

Что такое законы? Это сборник конструктов, небольших программ реагирования, организованных по типу "Если…, то…".

Есть "неписаные законы", которым никого учить не нужно. Все принимают их безоговорочно: "Если выехать на встречную полосу, то очень велика вероятность навсегда распрощаться с жизнью". Данный конструкт завязан на биологическую потребность, потребность быть здоровым. И нормальные люди не будут нарушать этот закон, даже если на дороге не будет милиции.

Однако не все люди осознают опасность своих же действий для себя и окружающих. Поэтому на дорогах есть милиция, которая наказывает водителей. Если превысил скорость, то лишился денег. А это значит, что лишился чего-то нужного, что можно было бы купить за эти деньги.

(С точки зрения теории научения, лишение человека денег (штраф) после проявления нежелательного поведения (превышение скорости) - совершенно неэффективно, так как человек не может изменить уже совершенного действия. С научной точки зрения, было бы гораздо эффективнее, например, ослеплять лазером тех, кто превысил скорость. Именно в момент превышения скорости.

"Лежачие полицейские" - это пример грамотного применения психологических законов. Что-то никто даже не пытается превысить скорость в районе лежащего на дороге отрицательного подкрепления. Исход скоростного наезда на такую "штучку" может быть весьма неприятным для водителя. И главное, что удар по голове водитель получает именно в момент проявления нежелательного поведения. Любой психолог-бихевиорист знает, что подкрепление должно даваться одновременно с поведением. Те, кто придумал штрафы, явно не знакомы с психологией. Наказание не может изменить поведение.)

Вадим говорит об исполнении желаний. Чем отличается желание от намерения? В общих словах тем, что желание - это возникшая биологическая потребность. Например, вам стало холодно, и вы захотели погреться на солнышке, где-нибудь в Майами. Но осуществить свое желание вы не можете, так как вынуждены ходить на работу и ограничены в деньгах. Но если желание сильное и эти препятствия вас не останавливают, то вы формируете план реализации своего желания, то есть вы формируете намерение.

Когда человек говорит: "Я хочу (желаю) купить новую машину", - это пустые слова. Человек просто выражает свое недовольство старой машиной.

Но когда человек говорит: "Я намерен купить новую машину", - то в этом случае у человек есть четкий план реализации своего желания.

Любое планируемое человеком действие первоначально "проигрывается" в воображении, человек пытается представить последствия своего действия. Если выясняется, что последствия окажутся неблагоприятными, человек отказывается от выполнения действия. В данном случае желание не реализуется просто потому, что не предпринимается даже попытки его осуществления.

Из этого видно, почему многие люди, от природы не предрасположенные к размышлениям, часто добиваются материальных успехов в жизни. Они редко задумываются о последствиях своих действий. В результате - они просто действуют. Что намного эффективнее, чем любое "глубокомысленное бездействие".

Однако такой способ реализации желаний нельзя признать правильным. Не задумываясь о последствиях своих действий, вы начинаете игру в "русскую рулетку". Психология "будь, что будет" - глупая психология. Сегодня ваши действия окажутся безнаказанными, а завтра на нейтральной полосе автодороги вам встретится человек с такой же психологией, как и у вас. И никто не уступит друг другу дорогу. Всё-таки последствия действий лучше анализировать.

Сейчас понаблюдайте за тем, что будет происходить в вашем воображении, какие системы конструктов будут активизироваться при попытке реализовать те или иные действия.

Возьмите карандаш и выбросите его в окно. Это действие легко осуществимо, так как ваша система внутренних запретов позволяет сделать это.

Теперь выбросите в окно свою любимую книгу. Вы это сможете сделать, но лишь потому, что вы сможете исправить результат своего действия. Вы сможете спуститься вниз и подобрать книгу.

Теперь выбросите в окно свой системный блок. Чем отличается это действие от выбрасывания карандаша? Ничем. Но в голове срабатывает целая цепочка связей "Если…, то…". Если выбросить системный блок, то он разобьется, и это действие нельзя будет исправить. Нельзя будет читать электронную почту, выходить в интернет, играть в игрушки, смотреть кино, слушать музыку… Целая серия отрицательных подкреплений, лишающих вас удовольствий, возникает в вашем воображении. Для исправления этого действия вам придется покупать новый системный блок, а это, значит, придется тратить деньги, которые вы могли бы истратить на вкусную еду или одежду, или на что-то ещё, удовлетворяющее ваши биологические и познавательные потребности.

Но… Что мешает реализации возникшего желания? Образы, возникающие в вашем воображении, предсказывающие вам неприятные последствия данного действия. Хотя сами действия "выбрасывание карандаша" и "выбрасывание системного блока" ничем не отличаются и легко реализуются. Кто вам мешает выбросить системный блок? Кто вам может запретить сделать это? Никто. Вы сами себе не даете этого сделать.

Другой пример. Юноша желает познакомиться с девушкой. Но никак не получается. Каждый раз, когда юноша видит девушку, в голове начинает срабатывать система запретов: "Она такая красивая, у неё, наверное, много поклонников", "Она посмеется надо мною, укажет мне на какие-то мои недостатки", "Она просто нагрубит мне", "У неё сильный парень, он может и стукнуть". И так далее.

Но откуда юноше знать, что в голове у девушки? В данном случае реальное действие заменяется мысленным пережевыванием внутренней системы запретов. В результате юноша просто отказывается от действия. Нельзя добиться результатов, ничего не предпринимая.

Как быть в данном случае? Во-первых, мне кажется, юноша должен быть уверен, что он потенциально может понравиться девушкам. Не обязательно всем, хотя бы одной из 100. Если юноша уверен, что он совершенно не привлекателен физически, то тогда следует отложить попытки познакомиться и заняться своей внешностью.

Если во внешности нет ничего отталкивающего, то проблема знакомства становится чисто психологической проблемой. Нет идеалов красоты. И если юноша не нравится одной девушки, то обязательно понравится другой.

Помните песенку "Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает". Вступайте в контакт с той девушкой, которая на вас реагирует. Познакомьтесь с литературой о том, что нравится людям в людях противоположного пола. Если мужчины смотрят на ноги, то девушки смотрят на руки. Если мужчину не интересуют длительные отношения, то женщина заинтересована в них. Если для мужчины не важно материальное положение женщины, то женщина обращает внимание на символы материального благополучия. И так далее. Литературы по этому поводу очень много.

У каждого мужчины есть свой идеал (шаблон) красивой девушки. И остальные - вроде бы не привлекательные. Избавьтесь от этого шаблона. Этот "идеал красоты" формируется в период повышенной восприимчивости (синзитивный период), в период полового созревания. Это обычный образный фильтр. Он мешает вам рассмотреть привлекательность сотен других девушек.

Как видно, мгновенная реализация возникшего желания - нежелательна. Всё-таки стоит думать перед реализацией какого-то намерения.

Допустим, вы уверены, что в вашей внешности нет ничего отталкивающего, вы видите девушку, которая реагирует на вас. Тогда просто действуйте. Не перебирайте в голове свою систему запретов. Подходите и знакомьтесь. Без всяких сценариев и планов. Просто скажите ей, что вам от неё нужно. Может вам скучно, и вы просто хотите с кем-нибудь погулять и поболтать. И она вам понравилась.
Девушка извинилась и отказала вам в знакомстве. Следует ли себя бичевать за это? Ни в коем случае. Мало ли какие у неё дела. Может быть, она как раз ехала на свидание со своим будущим мужем. А может на работу за деньгами.

Не следует подходить ко второй, третьей, четвертой. Вы будете выглядеть маньяком. Помните основной принцип: вступайте в контакт только с той, которая на вас реагирует. А как узнать, реагирует или нет? А как девушка узнает вашу реакцию на неё?

Здесь есть одна хитрость, которой обучают актеров. Вам действительно трудно узнать реакцию других на вас, потому что как только вы посмотрите в сторону интересующего вас человека, то он делает вид, что вы его не интересуете. Актеры поступают примерно так. Один сидит в сторонке и наблюдает, другой прохаживается среди людей, стимулируя своей внешностью их мозги. Затем подходит к товарищу и тот ему сообщает, кто реагировал более интенсивно. С тем и завязывается контакт.

Главное - действие, а не пережевывание в голове "а вдруг, да, а если…"

Итак, желание познакомиться вы переводите в намерение познакомиться. Это значит, что вы не заучиваете глупые фразы и предлоги, а приводите себя в нормальный вид, выбираете человека, который на вас реагирует, выбираете благоприятную обстановку для знакомства (очевидно, что на остановке знакомится не целесообразно, так как человек уже куда-то направляется) и вперед, к осуществлению намерения. И никаких планов. Внимательно наблюдайте за реакцией человека на ваши действия и правильно реагируйте на них. Не должно быть никаких "планов знакомств". Все люди - разные. И не считайте других людей телепатами. Они не знают, что вы от них хотите. Так скажите девушке, что вы хотите с ней познакомиться, потому что она вам понравилась. Ведь у неё в голове такая же система "тормозов", как и у других. Она тоже боится, что ей откажут и что обзовут её непривлекательной.

Используйте в речи сильно обобщенные слова, нащупывая зону её интересов. Переводите разговор на интересующую собеседницу тему.

Как всё это привязать к мнемотехнике? Внимательно проанализируйте связи между образами, которые возникают у вас в момент отказа от действия. И определите, что конкретно мешает вам реализовывать действия. Если выяснится, что запреты глупые (например, вы отказываетесь от действия из-за боязни получить отказ), то пересмотрите данный конструкт. Что вы теряете, получив отказ. Абсолютно ничего. Сознательно образуйте в голове новые связи. Например, "Чтобы получить результат, необходимо действовать". Визуализируйте этот конструкт в виде комбинации зрительных образов. Например, "молоток, забивающий гвоздь". Закрепите новый конструкт на очередном опорном образе. Многократно повторяйте его в течение нескольких дней, пока новая связь не будет закреплена.

Визуализируйте такой конструкт: "Наживка должна нравиться рыбке, а не рыболову". Представьте удочку с червячком на крючке. Закрепите этот образ на следующем опорном образе и закрепите в памяти многократным повторением. После закрепления этого конструкта, вы уже не будете думать о том, что вам нравится в девушке, вы будете думать о том, что девушке может понравиться в вас.

Часто возникает желание иметь много денег. Почему у одних людей всегда есть деньги, а у других их никогда нет?

Те люди, которые имеют деньги, всегда думают о деньгах. Это их хобби. Они больны идеей денег. Люди, не имеющие денег, либо в них не нуждаются (бывают такие), либо вспоминают о них только тогда, когда они кончаются, то есть не думают постоянно о деньгах.

Но если все будут думать о деньгах, то кто будет думать о науке, искусстве, сельском хозяйстве? А вам то что до этого? Вы хотите иметь деньги, так думайте о деньгах.

Вот что говорит о деньгах известный миллионер Аристотель Онасис: "Вы должны думать о деньгах день и ночь. Деньги должны вам сниться, как мне, например. Если у вас нет денег, займите. И никогда не занимайте мелких сумм. Занимайте сразу много, но всегда быстро отдавайте. Если хотите чего-то добиться, не тратьте время впустую, читая, что сделали другие. Гораздо лучше жить самому, чем забивать себе голову жизнью других".

Вадим на форуме пишет, что образ может обладать энергией. Мне кажется, что слова "энергия" - это красивая метафора, не более. Образ, который человек представляет в воображении, является самым настоящим фильтром, через который фильтруется как информация поступающая извне, так и информация, поступающая из самого мозга, из памяти.

Если "вывесить" в воображении образ стодолларовой купюры и представлять её как можно чаще в течение дня, что получится? Получится то, что вы будете большую часть дня думать о деньгах. Любые воспринимаемые вами стимулы будут отфильтровываться через образ стодолларовой купюры. В результате вы начнете воспринимать мир так, как его воспринимают богатые люди. Вы во всем начнете видеть деньги и способы их сделать. Таким же образом начнет фильтроваться содержание вашей памяти. Из памяти будет всплывать всё, связанное с деньгами.

Пример, вы заходите в книжный магазин, и в этот момент в вашем воображении "висит" образ денег. В какой отдел вы пойдете? В отдел музыки или художественной литературы? Конечно, нет. Ведь вы думаете о деньгах. Вы пойдете в отдел экономики и начнете выискивать какие-нибудь книги типа "Как заработать миллион".

Вы начнете искать мелочь на дороге. Ведь 10 рублей в день - это 10 долларов в месяц. А это - бесплатная интернет-карточка или карточка для сотового телефона. В голове заработает калькулятор. Окажется, что то, что является мелочью в пределах одного дня, становится интересной суммой в масштабе месяца и года. Оказывается, что если не тратить по 100 рублей в день на всякую ерунду, типа газеток, журнальчиков, пирожков, то через месяц вы сможете купить себе фотоаппарат за 100 долларов.

И пусть вас начнут называть мелочным друзья и близкие, но зато они вас начнут уважать, так как вы будете давать им деньги взаймы. Многие богатые люди страшно мелочные и жадные. Иначе они не смогли бы стать богатыми.

Один образ, который вы будете удерживать перед глазами как можно большее количество времени, способен буквально изменить вашу жизнь.

Но стоит иметь в виду, что, вывесив образ стодолларовой купюры у себя в воображении, вы удалите из воображения другие образы. И можете потерять интерес к музыке, психологии, литературе, можете растерять старых друзей.

Образ стодолларовой купюры обладает огромной энергией. Я проверял на себе. Как-то у меня не было ни копейки денег (у творческих людей - это норма, так как в воображении "висят" не относящиеся к деньгам образы), но очень захотелось купить цифровой фотоаппарат за 1000 долларов. "Повесил" в воображении образ стодолларовой купюры. И произошло чудо. Через неделю в моем кармане лежало 1000 долларов. Что самое интересное, ровно столько, сколько было нужно. Ни больше, ни меньше. Правда, фотоаппарат я себе так и не купил. Вывешенная в воображении стодоллоровая купюра не позволила мне так бездумно тратить деньги...

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.

Hosted by uCoz