Среда, 25.12.2002. Выпуск 31
ОРГАНАЙЗЕР В ГОЛОВЕ (1)
Вы купили себе электронный органайзер или дорогой телефонный аппарат со встроенным органайзером?
Память, как и мышцы, склонна атрофироваться, когда её не пользуются. И уж такую мелочевку, как телефонные номера, нужные дела и даты дней рождений своих друзей, можно сохранять в своей голове. Хотя бы для тренировки. Что-то вроде легкой физкультуры по утрам.
Следующие несколько статей рассылки "Всё о памяти и способах запоминания" будут посвящены запоминанию информации, которую многие люди записывают в сотовые телефоны и в электронные записные книжки - дорогостоящие протезы памяти.
Начнем с запоминания телефонных номеров. Телефонные номера можно запоминать несколькими способами: все в подряд, всплошную, без их систематизации; в алфавитном порядке; систематизируя по темам.
Для запоминания любой информации, содержащей числа, нужно знать образные коды чисел и иметь элементарный навык запоминания (умение соединять два образа в воображении).
Кто ещё не понимает, о чем здесь идет речь, загляните в учебник мнемотехники на сайте этой рассылки.
НАКОПИТЕЛЬ ТЕЛЕФОННЫХ НОМЕРОВ
Чуть ли ни каждый день возникает необходимость куда-нибудь позвонить. Сломался телефон - мы ищем в справочнике телефонный номер отдела ремонта телефонов. Перестала работать почта - мы ищем телефонный номер почтового сервера. Проблемы с подключением к интернету - нужен телефонный номер провайдера.
Скорее всего, такая информация понадобиться нам неоднократно. Пусть мы не используем такие телефонные номера каждый день, но мы можем их использовать раз в месяц, раз в год. Это потенциально нужная информация и имеет смысл её запоминать.
В следующий раз, когда заглючит почта, вам не нужно будет снова искать телефонный номер почтового сервера. Этот телефон будет записан в вашей памяти. По собственному опыту я знаю, что нахождение информации непосредственно в памяти экономит очень много времени и позволяет действовать оперативно.
При запоминании потенциально нужных телефонных номеров приходится запоминать, как правило, всего один-два телефонных номера в день. Поэтому для запоминания такого маленького объема информации вообще не требуется никаких подготовительных действий для запоминания.
Но через два месяца в вашей памяти может набраться уже 60 телефонных номеров. И вспомнить такой объем информации можно лишь в том случае, если вы её запоминали специально, используя мнемоническую технику запоминания.
Сознательно запоминать можно только тогда, когда элементы информации преобразованы в зрительные представления. Запоминание для мозга - это процесс соединения двух образов. Мозг запоминает связь. Сами образы не запоминаются.
Припоминание всегда осуществляется по стимулу. Поэтому, чтобы иметь возможность просматривать в воображении информацию, необходимо создать внутреннюю систему стимуляции своего мозга, с помощью которой вы будете запускать процесс генерации образов в вашем воображении по зафиксированным связям.
Вы часто ходите в магазин. Когда вы пойдете туда в очередной раз, обратите внимание на пять объектов в магазине, которые последовательно встречаются на вашем пути. Пусть это будут: ступеньки, входная дверь, ящик камеры хранения, корзина на колесиках, вертушка при входе в торговый зал.
Когда будете возвращаться домой с покупками, мысленно в воображении повторите последовательность этих образов. У вас в памяти созданы пять ячеек для запоминания пяти телефонов.
И вот настал "торжественный" момент. Почтовый сервер Rambler перестал отправлять и принимать почту. Вы первый и последний раз ищите телефонный номер этого сервера и навсегда его запоминаете.
Rambler - 745-36-19
Напомню, что в мнемотехнике существует два вида образов: вспомогательные образы, с помощью которых вы будете сканировать свой мозг (ступеньки, дверь, ящик, корзина, вертушка), и образы, в которых закодирована сама запоминаемая информация.
Любая информация состоит из элементов. Рассмотренный выше телефонный номер состоит из четырех элементов: Rambler, 745, 36, 19.
Легко заметить, что одни и те же элементы могут использоваться в разной информации. Ведь информация - это несколько взаимосвязанных элементов.
Поэтому смысл запоминания заключается в последовательном соединении в одно целое нескольких элементов информации.
Чтобы получить возможность произвести ПРЯМУЮ ЗАПИСЬ ИНФОРМАЦИИ (СВЯЗЕЙ) В МОЗГ, то есть, чтобы получить возможность соединить несколько элементов одной информации, вы должны преобразовать элементы в зрительные образы.
Это будет выглядеть так.
"Рамблер" можно обозначить образом РАМа (оконная) - этого вполне достаточно. По одному слогу можно легко понять к чему относится телефон. 745 преобразуется в образ "Соли ЩеПотка", 36 - КЛей, 19 - ГиРя, в соответствии со справочником образных кодов чисел системы запоминания "Джордано".
Теперь можно легко связать разные элементы информации в одно целое. Ведь каждый человек способен манипулировать образами в воображении, в том числе и соединять их.
Представьте оконную раму, выделите в ней три части (сверху вниз): верх рамы, стекло, подоконник. Создайте в воображении три связи: верх рамы + соли щепотка (рассмотрите эту связь 6 секунд), стекло + клей (рассмотрите 6 секунд), подоконник + гиря (рассмотрите 6 секунд).
Теперь можно разглядеть в воображении всю ассоциацию (комбинация образов) целиком. Постарайтесь увидеть раму и образы "Соли щепотка", "Клей", "Гиря" на её частях.
В дальнейшем вспоминаться будет именно эта картинка. Вы будете видеть её в своем воображении, и читать образы, как по иллюстрированной книжке, называя образы числами.
Обратите внимание на то, что такое запоминание телефонных номеров ничем не отличается от того, как вы обычно запоминаете другую информацию.
Например, человек приходит домой и говорит: "Я видел кошку, с красным ошейником. В зубах она тащила мышку". Человек увидел уже соединенные образы, и мозг автоматически запомнил связь между ними. Человек может перевести в речь эту комбинацию картинок, потому что каждому образу соответствует ранее заученное слово.
Если бы числа при восприятии вызывали зрительные образы, если бы этому обучали ребенка с первого класса школы, то любая числовая информация запоминалась бы так же легко, как кошка с мышкой. И после обучения мнемотехнике (где самым трудным является понять механизмы памяти) человек действительно начинает запоминать любые, не запоминаемые сведения.
Если вы немного поразмышляете над техникой запоминания телефонных номеров, то вы поймете, что в этой технике нет ничего искусственного. Используется естественный (и единственный) принцип запоминания, которым вы пользуетесь неосознанно каждый день.
Искусственными являются числа, не вызывающие образов в воображении. Мозг не реагирует на числа. Числа - это стимулы, на которые нет реакции. Каждому слову соответствует какой-нибудь образ. А вот числам образы не придумали.
Справочник образных кодов чисел (на сайте) восполняет этот пробел. Иностранные слова, термины и названия, фамилии и имена трудно запоминаются по этой же причине - нет образного отклика в голове.
После небольшого отступления в теорию, продолжим запоминание. Вы создали ассоциацию, по элементам которой легко прочитать числа телефонного номера и его "хозяина". Теперь нужно эту ассоциацию закрепить на хорошо заученной последовательности образов. Иначе, когда объем телефонных номеров превысит 5, вы не сможете найти в памяти ассоциации. Ведь мозг может создавать образы только по стимулам.
Для фиксации последовательности телефонного номера создайте в воображении связь: ступеньки + оконная рама ("Рамблер"). Теперь, как только вы сознательно вспомните образ "Ступеньки" ваш мозг создаст образ "Рама". И рассмотрев образ "Рама" в своем воображении, вы увидите на нём образы "Соли ЩеПотка", "КЛей" и "ГиРя". Согласные буквы в этих словах обозначают цифры телефонного номера: 7453619.
Не пытайтесь запоминать телефонные номера в виде слов и цифр. Ничего не выйдет. Ваш мозг - образная "машина". Нужно вспоминать именно картинки, которые легко читаются в виде названий и цифр. Так же как вы читаете ассоциацию "кошка в ошейнике с мышкой в зубах".
Запомним ещё один телефонный номер: Яндекс - 974-35-55. Преобразуем элементы информации в зрительные образы. "Яндекс" по созвучию похоже на Индекс - можно представить "Яндекс" в виде почтового конверта. Выделите в образе "Почтовый конверт" три части: марка, линеечки, клеточки для индекса (последовательно, сверху вниз). Создайте три отдельные связи: марка + РоЗоЧка (974), линейки + КуБ (35), клеточки для индекса + ПюПитер (55). Образные коды чисел взяты из справочника образных кодов чисел. Рассмотрите всю ассоциацию целиком: конверт, и на его частях образы розочки, кубика и пюпитра.
Зафиксируйте телефонный номер на следующем вспомогательном образе. Для этого создайте связь: дверь + конверт.
Так можно запоминать по одному-два телефонных номера каждый день. Через два месяца в вашем мозге накопится 60 телефонных номеров.
Вы сможете вспоминать эти телефоны последовательно. Для этого нужно последовательно вспоминать вспомогательные (опорные) образы: ступеньки, дверь, ящик, корзина, вертушка... Вы сможете вспоминать телефонные номера выборочно, без перебора последовательности. Как только вы услышите слово "Яндекс", оно вызовет в вашем мозге образ "Конверт" и вы сразу считаете с него образы, обозначающие числа телефонного номера (розочка, куб, пюпитр).
Для закрепления связей между образами в мозге, вновь образованные связи нужно повторять несколько раз в день на протяжении первых трех-четырех дней после первичного запоминания.
Процесс закрепления информации в мозге не занимает много времени. Повторять можно в любое свободное время. Для этого нужно просто вспоминать зафиксированные ассоциации. Для повторения не нужен источник информации. Повторение осуществляется исключительно по памяти. И не для запоминания, как это принято думать, а для закрепления информации.
В следующем выпуске рассылки вы узнаете о том, как запоминать телефонные номера
в алфавитном порядке.
В.Козаренко
(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.