Понедельник, 07.07.2003. Выпуск 45

УЧИМСЯ ПСИХОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

В психологии существуют два разных понятия "научение" и "обучение". Хотя, как мне кажется, эти понятия не охватывают все возможные стороны образовательного процесса, сущность их заключается в следующем. Под "научением" понимается выработка нужных реакций на стимулирующие воздействия. Под "обучением" имеют в виду усвоение знаний. Это официальная точка зрения, изложенная в учебниках психологии.

Есть и другие точки зрения по этому поводу. Многие психологи не согласны с делением образовательного процесса на "научение" и "обучение". Вот пример другой классификации:

Во всех этих видах обучения основой основ является память, её механизмы и закономерности. Поэтому, говоря о дрессировке, я не слишком далеко отклоняюсь от темы этой рассылки, которая называется "Всё о памяти и способах запоминания". Ведь совершенно необязательно запоминать всё самому. Иногда хочется, чтобы кто-то другой быстро запомнил то, что нужно нам.

Для установления психологических закономерностей часто достаточно присмотреться к людям, к тому, как они общаются друг с другом. Затем можно сверить свои наблюдения и выводы с учебником психологии: что по этому поводу говорит наука? Другими словами, начнем не с теории, а с опыта (наблюдения).

***

Трехлетний ребенок, спящий ночью со своей мамой в одной кровати, вдруг безо всякой причины начинает громко голосить: "гу-гу-гу", "бе-бе-бе-бе", "а-а-а-а", "у-у-у-у", "кхе-кхе-кхе". При этом он не плачет, а именно орёт, противно меняя диапазон частот (тем самым, разрушая спокойный ночной ритм спящего организма мамы).

Мама просыпается и начинает реагировать разными способами с целью прекратить эти ужасно раздражающие вопли, которые физически отзываются в сердце, каким-то непонятным образом сбивают дыхание и создают одышку.

- Тебе приснился страшный сон?

- Гу-гу-гу, бе-бе-бе, - доносится в ответ.

- Что у тебя болит? - спрашивает обеспокоенная мама.

- А-а-а-а-а, у-у-у-у, - продолжает орать ребенок.

- Ну-ка, замолчи сейчас же, соседей разбудишь, - мама понимает, что ребенок просто капризничает.

- Бе-бе-бе, фи-фи-фи, - ещё громче орет дитя.

Мама решает применить угрозу и силу.

- Заткнись, а то нашлепаю по попе! - и шлепает.

Трехлетний ребенок завывает уже по-настоящему и еще громче. Он каким-то шестым чувством осознает свой статус ребенка и понимает, что дальше легкого избиения дело не пойдет - можно потерпеть.

Взбешенная мама продолжает перебирать всевозможные способы, чтобы успокоить ребенка. Осознав свою вину за грубость, она начинает гладить спинку, приговаривая: "Ну, хочешь, я тебе спинку поглажу".

Происходит чудо. Дитя мгновенно замолкает и засыпает.

На следующую ночь ситуация повторяется. В три часа ночи малыш начинает орать во всю глотку. Но мама уже знает, как его успокоить. Она гладит ему спинку, и ребенок замолкает.

***

Ну-ка, специалисты по управлению и манипулированию людьми, догадались, о каком психологическом явлении идет речь?

Вряд ли трехлетний малыш читал учебник психологии, но он очень грамотно, и очень быстро выдрессировал свою маму гладить ему спинку посреди ночи.

Описанное выше явление называется в психологической литературе "эндогенными рефлексами", которые формируются на основе доминантного очага возбуждения. "При некоторых условиях ассоциативная связь образуется при одном - двух сочетаниях, в результате чего условные связи могут сохраняться длительное время, если не всю жизнь" (Физиология высшей нервной деятельности, Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова, МГУ).

К сожалению, этот механизм мгновенного образования связи в мозге мы не можем использовать для запоминания исторических дат и формулировок. И нет необходимости для этого, так как мнемонические методы позволяют делать это легко и быстро. Описанный выше способ формирования связи целесообразно использовать для выработки нужного поведения у другого человека.

Не вдаваясь глубоко в теорию, рассмотрим основные моменты этой "техники".

Сначала нужно создать в мозге другого человека устойчивый очаг возбуждения (доминантный очаг возбуждения по А.А.Ухтомскому). Это значит, что нужно не просто доставать человека, но доставать его продолжительное время. Иначе ничего не получится, мозг не запомнит связь с первого раза.

Доминантный очаг должен обладать некоторыми свойствами, иначе он не может называться таковым. Одно из свойств - суммация стимулов разной модальности (зрительные, слуховые, двигательные).

Допустим, ребенок начинает ночью громко орать. Взрослые сначала реагируют спокойно - дети есть дети. Через несколько минут противного ора мама (и другие взрослые, находящиеся в той же экспериментальной квартире) начинают испытывать беспокойство не только от крика ребенка, но и от "неудобной кровати", от тусклой лампочки в коридоре; вдруг начинает чесаться тело, голова; ужасно "громко" тикает будильник. И во всем этом виноват, конечно же, ребенок со своими воплями.

Это и есть свойство суммации. Сформированный в коре головного мозга очаг возбуждения начинает "притягивать" к себе любые другие стимулы, которые до этого игнорировались. Созданный очаг как бы питается этими стимулами, усиливается и разрастается за счет них. Если суммация стимулов не наблюдается, то рано говорить о формировании устойчивого очага возбуждения. И рано формировать нужную вам связь.

Второе свойство доминантного очага - это индукция. Различные рефлекторные центры находятся в коре головного мозга рядом. Если возбудить мигательный рефлекс (или соответствующую область в коре головного мозга), то через некоторое время возбуждение начнет распространяться на соседние участки коры. В результате чего животное или человек начнет проявлять хаотическую двигательную активность. Например, кроме непосредственной реакции на струю воздуха в глаз, кролик начнет реагировать не только мигательным рефлексом, то и будет дергать лапками, хвостиком, шевелить ушами, делать глотательные движения.

Поэтому, если вы хотите мгновенно обучить кого-то чему-либо, то следует досаждать достаточно долго, вплоть до проявления свойств суммации и индукции. Досаждать можно разными способами. При этом нужно позаботиться о том, что бы человек, над которым вы экспериментируете, не мог увильнуть от вашего научного воздействия. Например, не мог надеть наушники с музыкой, просто закрыть глаза или элементарно уйти. Именно по этой причине клетка является идеальным местом для формирования нужных реакций.

Для создания доминантного очага вы можете использовать самые разнообразные способы: громко кричать; тихо, но долго и упорно что-нибудь бубнить; храпеть; тыкать пальцем в бок; возбуждать чувство голода, жажды (лишать пищи и воды); возбуждать половой инстинкт (особенно популярный способ дрессировки мужчин у женщин).

После того как вы увидели, что очаг возбуждения сформирован (человек становится дерганным, крайне невнимательным, проявляет хаотичную двигательную активность), можно приступать к выработке нужного поведения.

Теперь остается только терпеливо ждать, когда человек (или животное) начнет демонстрировать нужное вам поведение. Как только такое поведение появится, прекратите "досаждающее" воздействие и, тем самым, ликвидируйте доминантный очаг возбуждения в мозге (перестать тыкать пальцем в бок, дать попить воды). Всё! Связь будет сформирована мгновенно! Человек будет реагировать автоматически и совершенно бессознательно. Теперь, чтобы получить нужную реакцию, достаточно вновь начать досаждающее воздействие.

Что делать, если нужное вам поведение не появляется? Значит, человек не обучен этому поведению. Следовательно, вам необходимо подсказать нужное действие: продемонстрировать его на своем примере, на примере знакомых, показать нужный фрагмент кино, рассказать какую-то часть книги, в которой описывается нужная вам реакция. Незаметно, ненавязчиво предъявите нужную модель поведения.

Как обуздать маленького психолога-манипулятора, решившего дрессировать вас посреди ночи? Прежде всего, покажите ему кто "вожак в стае". Наберитесь терпения и не реагируйте на его вопли (нулевая реакция). Либо накажите серьезно, чтобы он понял, что статус ребенка его не спасет и своими воплями он НИКОГДА не получит желаемого.

Рекомендуемая литература:

Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова "Физиология высшей нервной деятельности", издательство Московского университета.

Новости и обновления сайта

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.

Hosted by uCoz