Вторник, 9.12.2003. Выпуск 51
РИТМИЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
Анализ последних писем и звонков показывает, что наиболее типичная проблема при выполнении мнемонических упражнений - это крайне низкая скорость запоминания. Ниже даются методические рекомендации о том, как правильно выполнять упражнения.
Скорость запоминания зависит от скорости кодирования. Скорость кодирования разных элементов информации может быть разной. Первоначально учащиеся затрачивают много времени для преобразования двузначных чисел в образные коды, в дальнейшем этот процесс автоматизируется, и кодирование чисел происходит мгновенно. При запоминании таких слов, как "карандаш", "чашка", кодирование в образ не вызывает трудностей. Наибольшую сложность вызывает использование приемов символизации, подборки образов по созвучию, достройка слога до целого слова. То есть те приемы, которые используются для преобразования в образы терминов, понятий, названий, иностранных слов.
Что делать, если не получается преобразовать какое-то слово в зрительный образ? К сожалению, в этом случае я могу лишь рекомендовать купить толковый или энциклопедический словарь, желательно с иллюстрациями. Если девушка не знает, как выглядит "заслонка" в "карбюраторе", то нельзя использовать эти слова для запоминания слогов "ЗАС" и "КАР". "Кодирование" равняется "понимание". Если воспринимаемая информация не преобразуется вашим мозгом в зрительный образ, то вы не понимаете эту информацию. Не ВИДИТЕ её смысла. Для кодирования следует подбирать слова, смысл (образ) которых вы хорошо знаете: КАРтина, ЗАСтежка.
Скорость кодирования тренируется только путем регулярного выполнения большого количества упражнений. Чем больше вы будете кодировать, тем быстрее это у вас будет получаться. Для увеличения скорости запоминания информации в мнемотехнике используется система образных кодов, благодаря которой длительный процесс кодирования удается вообще исключить из процесса запоминания. Так как при заучивании системы образных кодов, наиболее часто встречающиеся элементы информации преобразуются мозгом в образы рефлекторно, автоматически. Поэтому второй совет: для увеличения общей скорости запоминания тщательно заучивайте систему образных кодов.
Скорость самого запоминания зависит от скорости соединения двух образов в воображении (процесс кодирования - это не запоминание, это подготовка к запоминанию). Вот тут-то и начинаются "тормоза". Когда человек концентрирует внимание на своем воображении, он перестает чувствовать время. Ему кажется, что он прилаживал один образ к другому всего несколько секунд, а прошло целых три минуты.
Эта проблема наиболее распространена. И связана она с катастрофической детренированностью устойчивости внимания. Другими словами, человек не может ухватить мысль, образ в своей голове. В голове беспорядок.
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведу образную аналогию. Представьте себе вход в метро. Это аналог нашего воображения. Через проход может пройти один - пять человек одновременно. Люди (толпа) - это аналог запоминаемой информации. Улица - это учебник. А здание метро - это ваш мозг.
Ваша задача переложить информацию (людей) из учебника (улица) в мозг (здание метро). И сделать это можно только через ваше воображение (входная дверь).
Что происходит в воображении у человека, который затрачивает слишком много времени на соединение образов? Разношерстная толпа рвется в здание метро, люди толкаются, дерутся. Тот, кто должен пройти в дверь по очереди (нужная вам информация), постоянно отталкивается другими, огромное количество людей прорываются в здание без очереди (случайные стимулы, генерируемые вашим телом, мозгом, поступающие в мозг снаружи).
Чтобы навести порядок с потоком импульсации, поступающим в мозг, нужен страж порядка, регулировщик движения. Пусть это будет милиционер. Он будет символизировать ваше внимание. Милиционер должен обладать трезвым разумом и должен понимать, что через узкий проход можно пройти только по одному. И милиционер должен быть физически крепким (устойчивость внимания), чтобы его не смяла толпа.
Если вы тратите слишком много времени на запоминание, значит ваш страж порядка (внимание) очень слабенький. Толпа импульсов, рвущаяся в мозг, смяла и оттеснила его. Ваш мозг беззащитен и в него способны пробиться разные нехорошие элементы в виде случайных образов, навязчивых мыслей, ощущений от тела, звуков и изображений снаружи.
Сначала нужно устранить всех тех, кому вообще нечего делать в вашем мозге, а остальных нужно построить в очередь. Как только это удастся сделать, процесс поступления в мозг нужных вам элементов начнется. Пусть это сначала будет медленно. Но главное, чтобы это было упорядочено, ритмично, регулярно.
И только когда вам удастся наладить ритмичность и непрерывность прохождения людей в здание метро через узкую дверь (ритмичность и непрерывность процесса создания связей в воображении), только после этого следует переходить к работе над скоростью запоминания.
Наращивание скорости невозможно без ритмичности. Ритмичность - это когда между определенными действиями всегда одинаковый временной интервал. Например, вода капает из крана каждую секунду.
Ритмичность лежит в основе формирования многих автоматизированных навыков. Например, игра на музыкальном инструменте, письмо на клавиатуре компьютера. На начальных стадиях обучения необходимо стремиться именно к ритмичности, а не к скорости. Скорость вырабатывается после.
Существует специальный прибор, который помогает в разных видах обучения. И называется он метроном. При обучении техники запоминания очень желательно пользоваться метрономом. Первоначально устанавливайте низкую скорость, при которой вы способны осуществлять операции по запоминанию. Так как сначала главное не скорость. Главное - процесс непрерывности запоминания? Почему?
Если выстроенная милиционером в очередь группа нужных элементов регулярно проходит через дверь, то проход (дверь, ваше воображение) постоянно занят. В него никто не может проскочить. Но стоит только замешкаться, нарушить регулярность и непрерывность, как тут же слева и справа в образовавшуюся дырку начнут просачиваться нежелательные элементы. И прохождение нужных элементов будет блокировано.
Как тренироваться с использованием метронома. Приведу пример тренировочного упражнения на запоминания чисел под порядковыми номерами.
1. 26
2. 79
3. 87
и так далее.
Количество элементов должно увеличиваться от тренировки к тренировке. Ученическая норма - нормальный навык запоминания - способность запомнить на одном дыхании 100 элементов. На мастера - 300 элементов на одном дыхании, без остановки (при этом объеме мозг переходит в измененное состояние сознания - в состояние сверхустойчивого внимания).
Например, установите на метрономе скорость в одну секунду. Один щелчок каждую секунду. Отведите себе на запоминание одного элемента 9 секунд (нормативное время - 6 секунд).
Проделывайте у себя в воображении следующие операции.
На счет "раз, два, три" представляйте образный код 1 (еж).
На счет "четыре, пять, шесть" представляйте образный код 26 (душ).
На счет "семь, восемь, девять" представляйте связь между этими образными кодами: еж держит в лапке душ.
Постепенно сокращайте время на каждую мыслительную операцию. Когда будете запоминать связь на счет "раз - 1", "два - 26", "три - 1 + 26", тогда начинайте крутить ручку метронома, постепенно уменьшая интервал между щелчками.
Как только вы запомнили строчку (1. 26), её следует закрыть открыткой, чтобы исключить повторное восприятие информации. Необходимо сразу учиться запоминать с однократного восприятия.
Аналогично нужно и вспоминать. Выработка ритмичности припоминания особенно важна в технике запоминания иностранных слов. Но об этом в следующем выпуске рассылки.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2003
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.