Суббота, 24.01.2004. Выпуск 54
ФОКУСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Помню я, как сдавал выпускные экзамены в средней школе. Типично это или нет - судить вам.
На экзамене по литературе спросили: "Читал "Преступление и наказание" Достоевского?" Я честно ответил, что не читал. "Садись, три".
А вот государственный экзамен по физике. Преподаватель раздал билеты, сел за учительский стол и многозначительно стал смотреть в окно. Все дружно достали учебники, положили их на колени и стали списывать.
Единственно честным был экзамен по математике. Но нас так натаскивали несколько месяцев на решение типичных задач, которые могут быть в контрольной работе, что трудно было их не решить.
Чтобы не сдать экзамены в школе, нужно быть круглым..., ну очень круглым.
Можно понять школьных преподавателей, которые обязаны выполнять план по успеваемости. Можно понять школьников, которые ещё не совсем понимают, зачем учатся. Где-то я читал, что мозг заканчивает свое формирование только к 25-ти годам. Многие начинают учиться сознательно именно с этого возраста.
В школе, на курсах наблюдается удивительно постоянная пропорция. Девяносто к десяти. Только десять процентов людей в учебной группе способны качественно усвоить изучаемую дисциплину. Остальные 90 процентов испытывают трудности при обучении, воспринимают обучение как неприятную необходимость: необходимость получить аттестат, необходимость получить диплом, необходимость получить водительские права. Другими словами, для 90 процентов людей процесс обучения и сами знания не представляют ценности, им нужен результат обучения - разрешение ездить на автомобиле, например.
Вот статистика по учебной группе в автошколе, в которой я обучался когда-то. Из 30 человек сдали теоретический экзамен по правилам дорожного движения только 15. Из них фигурное вождение (развороты, заезд в гараж) - 7 человек. Из них вождение по городу - 3 человека.
В учебной группе в классе машинописи действительно отличные результаты показывают 2 человека из 20.
В школьном классе из 30 человек не более 2-х - 3-х отличников.
И даже на дискотеке на Арбате, куда я зашел не так давно, только три пары из 50 действительно красиво танцевали.
Соотношение 90 к 10. Об этой пропорции знает каждый преподаватель. Но учить-то нужно всех! И если честно проводить тестирование, то получатся очень печальные результаты. И кто будет виноват? Преподаватель, который "не может научить" учеников.
Вот и появляются фокусники-методисты, основная задача которых устроить тестирование или экзамен так, чтобы как можно большее количество учеников смогли получить положительные оценки. А если учащиеся и так смогут сдать тесты на отлично, зачем тогда тратить время на серьезное обучение, зачем перегружать головушки этих 90 процентов людей, которые, если бы была возможность, вообще бы нигде не учились. Но учиться приходится, при устройстве на работу могут потребовать документы об образовании.
Вот мы и получаем то, что имеем. Преподаватели делают вид, что учат. А школьники и студенты делают вид, что учатся.
И только бизнесмены быстро сообразили, что требуется обществу. Учащимся нужны документы об образовании, преподавателям - хорошие зарплаты. И появилось огромное количество курсов, школ, вузов, где можно получить желанное свидетельство с минимальными затратами труда и времени на само обучение.
Успешные учебные заведения вытесняют с рынка образования "неумных" преподавателей, которые ещё по старинке пытаются "мучить" студентов никому ненужными теориями, заставляют решать задачки, слишком сильно придираются на зачетах и экзаменах. Ученики получают двойки, и недовольные родители переводят своих отпрысков в другие школы, где более "качественное" обучение, где их детям за деньги будут ставить положительные оценки.
А куда же деваться тем десяти процентам, которые действительно хотят получить образование, а не корочку? Тут, как говориться, спасение утопающих, дело рук самих утопающих.
В первую очередь нужно трезво оценивать учебное заведение, в котором это самое образование предполагается получать. Оценить качество обучения можно в первую очередь по процедуре тестирования. Чем тестирование проще, тем больше вероятность низкого качества обучения.
Нельзя чему-то обучиться хорошо за коротких срок, ничего при этом не делая, не напрягая мозгов. Качественное обучение подразумевает длительный срок обучения и необходимость выполнять сложные упражнения.
Давайте посмотрим, какие фокусы можно использовать для создания иллюзии качественного обучения.
Фокус первый
Контрольные вопросы подбираются так, что на них можно ответить, ничего не читая. Вопросы подбираются в соответствии с фоновыми знаниями большинства людей: информация, пережевываемая с утра до вечера СМИ, своеобразная информационная жвачка.
Пример. Как фамилия первого космонавта? Какое самое большое морское млекопитающее? Какие животные вымерли в ледниковый период? Самый распространенный овощ? Кто президент Америки?
Если правильно подобрать текст и контрольные вопросы по тексту, то любой человек сможет ответить на все вопросы по тексту, вообще не читая его. Или прочитав (просмотрев) текст очень быстро.
Фокус второй
Дается вопрос и несколько вариантов ответов на него. Один ответ правильный. По существу, дается вопрос и ответ на него же.
Кто впервые обнаружил электроны в атомах? (Менделеев, Эйнштейн, Томсон)
Если вы хотя бы просмотрели учебник один раз перед экзаменами, вы легко сможете выбрать правильную фамилию. Если ученик не может ответить на такой "тест", это значит, что ученик вообще не открывал учебник физики за весь период обучения в школе. (Правильный ответ: Дж. Томсон)
Фокус третий
Никогда не спрашивать точные сведения. Это разве мыслимо, спрашивать школьника в каком году Томсон открыл электрон? (1897).
Вполне удовлетворит примерно такой устный ответ. "Какой-то там английский ученый, примерно в конце 19-го века внес значительный вклад в развитие наших представлений об устройстве микромира и положил начало современной квантовой физике".
Фокус четвертый
Давать решать задачки. Решение задачек не требует способности запоминать и вспоминать. Необходимые данные находятся на листке, перед носом. А формулу подсмотрят в шпаргалке, когда преподаватель отлучиться из класса или подойдет рассмотреть свое отражение в окне.
Фокус пятый
Сделать тест очень маленьким по объему, что бы и без специального обучения его можно было выполнить очень хорошо (в пределах фоновой способности запоминать). Например, запомнить 20 слов. Учились вы технике запоминания, или не учились, вы одинаково хорошо запомните 20 слов.
Фокус шестой
Дать на выбор один билетик из нескольких десятков. А затем ещё дать время на письменную подготовку ответа (дать возможность списать). В это время у преподавателя начинаются отрицательные галлюцинации на шпаргалки.
Мало того, что ученики спишут ответ на вопросы билета. Конечно, спишут. Но откуда берется уверенность, что если ученик ответил на вопросы ОДНОГО билета, то он так же хорошо знает ответы на остальные билеты?
Вы можете возразить. Какие же это фокусы? Разве не так сдают зачеты и экзамены на курсах, в школах, в институте? А как ещё можно проверять знания?
Можно. Если это зачет по небольшому объему информации, то ученикам можно раздать чистые листы бумаги и попросить написать всё, что они знают по теме "Атомная физика". Больше фамилий, дат, формул, постоянных величин. И поменьше "воды".
Если объем информации большой, тогда преподаватель может устроить устный опрос (собеседование) по всему курсу физики. В процессе опроса будет видно, как ученик знает предмет.
Или, в конце концов, давать вопросы без откровенных подсказок на них: "Расскажите о Резерфорде и его вкладе в атомную физику". "Расскажите всё, что знаете о Дж. Томсоне".
Можно делать и более жесткие тесты. Но они могут быть использованы только для лиц, прошедших специальное обучение технике запоминания. Такие тесты подразумевают не только выписывание информации из головы на чистый лист бумаги, но требуют также полноты воспроизведения и точного воспроизведения последовательности информации.
Вот как, например, проходит тестирование по курсу "Ваша первая база данных" - базовый курс мнемотехники, обучающий запоминать 25 основных видов информации.
В процессе обучения учащиеся запоминают несколько машинописных листов с точными сведениями. На примере запоминания этой информации изучаются разные техники запоминания. Запоминаемая информация пронумерована. Это делается не ради спортивного интереса, а для того, чтобы в конце обучения можно было проверить способность учеников припоминать информацию не только последовательно, но и выборочно.
Но вопросы при проверке запоминания в мнемотехнике не допускаются. Как же проверять качество запоминания?
Либо предложить выписать всю информацию последовательно в полном объеме - что очень долго (требуется несколько часов). Либо при выборочном опросе ученику предлагается выписать из своей памяти сведения под определенными номерами. Например, записать информацию, которая находится в памяти под номером 3.2.1. Вместо вопроса (который есть подсказка) дается номер информации. Заодно проверяется способность просматривать свою память и быстро искать в ней нужные сведения.
Использование на курах мнемотехники привычных тестов, вызывает недоумение у учеников. Так как любой вопрос - это ПРЯМАЯ ПОДСКАЗКА. Например: "Какое событие произошло 25 сентября?" Если информация ранее запоминалась, человек мгновенно вспоминает её целиком по части (содержащейся в вопросе): 25 сентября 1396 года произошло Никопольское сражение.
Возможны даже совершенно невероятные вещи, с точки зрения привычной всем педагогики. Достаточно назвать число 176 и указать область знания, мнемонист (если он ранее запоминал эту информацию, разумеется) способен найти в своей памяти связанные с этим числом сведения.
Например: 1,76 умноженное на 10 в минус одиннадцатой степени (кулон, деленный на массу) - это физическая постоянная, отражающая удельный заряд (отношение заряда электрона к массе), установленная Дж. Томсоном, английским физиком, открывшим электрон в 1897 году. Описывается в 29 параграфе учебника физики для заочной школы. Название параграфа: "Атомная физика. Опыты Резерфорда". Далее может быть воспроизведена и другая информация из этого параграфа.
Если привычные методы тестирования кажутся очень простыми, то стандарты качества запоминания, устанавливаемые мнемотехникой, кажутся не просто сложными для большинства преподавателей школ, но просто невозможными. И именно учителя препятствуют внедрению мнемотехники в учебный процесс. Когда они видят школьника, точно пересказывающего параграф из школьного учебника физики или истории, в глазах учителей возникает самый настоящий ужас.
Я лично видел эти глаза неоднократно. Учителя так привыкли к полному отсутствию способности запоминать, что нормальная память ученика (не в смысле "норма", а в смысле "нормальная") вызывает шок. Так сильно она контрастирует с фоновыми способностями в классе.
Учителей научили в пединституте, что нормальный человек не может ничего запомнить. Это написано во всех учебниках психологии. Такое улучшение памяти должно расцениваться как заболевание. Именно поэтому преподаватели пугаются. Не заболел ли школьник? Пересказывает текст без нарушения последовательности абзацев, выдает наизусть фамилии, даты жизни, формулировки, постоянные величины.
А когда понимают, что не заболел, и видят насмешливые глаза ребенка, тогда начинаются конфликты. Учитель начинает чувствовать себя неуютно, так как искренне не понимает, как ребенок умудряется так хорошо запоминать. И уже подсматривать в конспект становится неприличным при проведении урока. Дети начинают ехидно улыбаться. Вот, мол, а ещё высшее образование у тёти, а как работает собственная голова - не знает.
Те 10 процентов, которые учатся сознательно и станут применять мнемотехнику в учебе, быстро оценят преимущества существующей системы тестирования знаний, и будут учиться исключительно на пятерки. Так как учиться в школе после освоения мнемотехники - равнозначно подниманию килограммовой гирьки после 50-ти килограммовой штанги.
Главное - не переусердствовать, чтобы не шокировать преподавателей, особенно пожилых. Ведь у нас любое отклонение от большинства считается заболеванием. Даже непьющий человек вызывает подозрение. Может печень больная?
Позволю себе дать небольшой совет школьникам и студентам. Пользуйтесь тем, что в школах и институтах ещё используются такие простые системы тестирования знаний. Когда методисты "въедут", на что способна голова каждого школьника, они сделают такие жесткие экзамены, что даже с мнемотехникой придется попотеть. Сейчас самый подходящий момент получать красные дипломы.
Для тех, кто получает рассылку недавно, напоминаю, что слово "мнемотехника" означает "искусство запоминания". Методы мнемотехники (системы внутреннего письма с помощью зрительных образов) имеют очень мало общего с тем, что пишут о мнемотехнике в большинстве книг по тренировке памяти. Убедиться в этом вы можете, прочитав учебник мнемотехники на сайте этой рассылки. Учебник представляет собой теоретическую часть системы запоминания "Джордано". Это относительно новая система запоминания (1990 год), в ней впервые разъясняются нейрофизиологические механизмы памяти человека.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.