Вторник, 02.11.2004. Выпуск 73
ПРИМЕНЕНИЕ LINGVO 9.0
В этом выпуске рассылки приводится иллюстрация использования электронного словаря Lingvo 8.0 (9.0) для запоминания новых слов и фраз. Способ этот подходит тем, кто уже прошел начальный курс обучения английскому языку и знает хотя бы тысячу слов.
Обычно словари используются как средства, помогающие переводить тексты. Но электронный словарь можно использовать и для расширения своего словарного запаса, для пополнения памяти новыми фразами.
Электронный словарь содержит большое количество основных слов и их производных. Примерно пять тысяч слов озвучены. При нажатии на иконку динамика в программе словаря компьютер прочитает вам слово на чистом английском языке. Это очень важно для правильного запоминания произношения, так как даже транскрипция передает произношение слова лишь приблизительно.
В открывающемся окошке с переводом слова дается очень подробная справка: разные значения слова, десятки примеров, иллюстрирующих применение слова в разговорной и литературной речи.
Таким образом, электронный словарь Lingvo является отличным учебным пособием.
Запоминать новые слова изолированно не имеет смысла. Очень важно одновременно с запоминанием слова запоминать несколько фраз с этим словом.
Если просто просматривать словарь, слушать слова, читать фразы, специально не запоминая их, то уже через час вы обнаружите, что не можете вспомнить новые слова и новые фразы. Без применения специальной техники запоминания изучение новых слов и фраз весьма затруднительно.
Количество запоминаемых за одно занятие слов и фраз зависит от наличия у вас свободного времени и от вашего навыка запоминания. В любом случае следует делать ставку не на объем материала, который вы можете запомнить за одно занятие, а на регулярность занятий. Лучше запоминать за одно занятие два слова и четыре фразы, но делать это каждый день.
Начните с маленького объема. Постепенно, если вы будете чувствовать в себе силы запоминать больше, вы можете увеличивать количество запоминаемых слов и фраз.
Очень важно обеспечить себе доступ к новой информации в памяти для её равномерного закрепления в течение дня. Для этого в мнемотехнике все новые сведения запоминаются на систему опорных образов. Система опорных образов может быть сформирована заранее, а может создаваться по ходу запоминания.
Здесь не рассматривается формирование системы опорных образов, так как этот вопрос анализировался в предыдущих выпусках рассылки. Хочется только напомнить, что система опорных образов является системой внутренней стимуляции мозга, с помощью опорных образов вы целенаправленно сканируете свой мозг и заставляете его генерировать (вспоминать) слова и фразы.
После закрепления слов и фраз в мозге они становятся частью вашего сознания и могут припоминаться выборочно. Опорные образы становятся ненужными. Обычно новые слова и фразы закрепляются в мозге за три - четыре дня. В течение этого времени новый материал интенсивно повторяется мысленно (по памяти) в любое свободное время.
Долговременное сохранение последовательности материала нужно в редких случаях. Например, если вы работаете преподавателем и вам нужно помнить последовательность изложения материала урока.
Не нужно запоминать все значения слов и все фразы, которые приводятся в справочном окошке. Для начала попробуйте запоминать только основное слово и пару предложений, иллюстрирующих использование слова в речи.
В окошке "ABBYY Lingvo" найдите незнакомое озвученное слово. Если слово озвучено, то в справочном окошке будет присутствовать иконка с изображением динамика.
Допустим, в списке слов вы выделили слово "nasty". Внизу этого же окна нажмите иконку с изображением книги. Слева от окна со списком слов появится окно с подробной справкой по выбранному слову.
В справочном окне нажимайте кнопку с изображением динамика для многократного прослушивания звучания слова.
Подготовьте опорный образ. Подберите образ-значение для слова. "Nasty" переводится как "отвратительный, вульгарный человек, что-либо неприятное, отвратительное". Смысл этого слова можно обозначить образом "бомж".
Соедините образ-значение (бомж) с опорным образом.
Затем на образе-значении запомните произношение слова. В данном случае произношение напомнит образ "наст". Образ-произношение соедините в воображении с частью образа-значения.
Новое слово, его смысл и звучание запомнили.
Теперь просмотрите справку, познакомьтесь с разными значениями этого слова, со словами, которые образуются от этого слова. Специально их запоминать не нужно.
Прочитайте предложения с новым словом. Выберите пару предложений, которые вы легко понимаете, в которых все слова вам знакомы (кроме нового слова).
Например.
He is nasty to everyone. Он со всеми ведет себя как свинья.
Подготовьте второй опорный образ, преобразуйте фразу "He is nasty to everyone. Он отвратительный ко всем" в сюжетную картинку. Выберите из этой сюжетной картинки ключевой образ, свяжите его с подготовленным опорным образом.
Можно, например, подобрать такую сюжетную картинку: "два человека за столиком выпивают, один другого схватил за одежду". В качестве ключевого образа можно выбрать образ "бутылка". Его и следует связать со вторым опорным образом.
На третий опорный образ запомните ещё одно предложение со словом "nasty", которое иллюстрирует другое значение.
A man with a nasty mind. Человек с грязным складом характера.
Для запоминания этой фразы можно представить какого-нибудь обманщика, например кота Базилио из сказки "Буратино".
На трех опорных образах у вас будут "записаны" слово и две фразы:
- первый опорный образ + "nasty";
- второй опорный образ + "he is nasty to everyone";
- третий опорный образ + "a man with a nasty mind".
Для экономии опорных образов можно (и нужно) на один конечный опорный образ запоминать короткую последовательность. Например, два слова и четыре фразы.
Для начала выбирайте для запоминания простые слова и предложения. Запоминая каждый день всего пять новых слов и десять фраз, вы за месяц существенно пополните свой словарный запас лексикой, которая обычно отсутствует в учебнике английского языка.
Через месяц вы сможете воспроизвести 150 слов и 300 фраз. Без записей, по памяти. Как последовательно (в прямом и обратном порядке), так и выборочно. Со временем последовательность может быть разрушена, но слова и фразы останутся в голове.
При мысленном повторении новых слов и фраз следите за тем, чтобы не было внутреннего перевода на русский язык.
При восприятии слова "nasty" в воображении должен появляться образ-значение, который вы сами подобрали (бомж). При восприятии фразы "a man with a nasty mind" в воображении должна возникать соответствующая сюжетная картинка. Это и есть то, что называют "понимание без перевода".
Сначала вы вспоминаете не фразы, а сюжетные картинки (смысл), по которым строите фразы. В процессе многократной реконструкции фразы, она закрепляется в мозге как одно целое, автоматизируется. Как уже говорилось раньше, автоматизм фраз проявляется в антиципации, в появлении опережающего понимания, когда начало фразы вызывает в голове её продолжение. При специальном запоминании слова и фразы сами лезут в голову, крутятся в сознании как навязчивая мелодия или рекламный слоган. Именно за счет этого и происходит их качественное закрепление в мозге.
Такой принцип запоминания слов и фраз очень похож на процесс усвоения родного языка ребенком. Ребенок запоминает преимущественно фразы. Он знает мало слов, но может ими пользоваться, может говорить, строить новые фразы по аналогии.
Но ребенок находится в языковой среде, которая обеспечивает регулярное повторение языкового материала. Мнемотехника в какой-то степени компенсирует отсутствие языковой среды путем создания возможности многократного повторения нового материала в течение дня непосредственно из памяти.
Самое сложное во всем этом - обеспечить регулярность занятий, запоминать каждый день. Теория переходит в практику при наличии должного уровня самодисциплины.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.