Пятница, 08.04.2005. Выпуск 81
Теория памяти в мнемотехнике
Этот выпуск рассылки познакомит вас с моделью памяти, на которой основаны методы запоминания в мнемотехнике (Система запоминания "Джордано"). Для более детального изучения этого вопроса смотрите раздел "Учебник мнемотехники".
Мнемоническая модель памяти сильно отличается от моделей памяти, с которыми вы могли познакомиться в психологической литературе. Поэтому, если вы собираетесь писать реферат или сдавать зачет по теме "Память человека", вам лучше использовать материал из учебников психологии для вузов. Вряд ли преподаватель поставит вам хорошую оценку, если увидит в реферате незнакомые термины и теории...
Процесс "память"
Процесс "память" - один из психический процессов мозга, отвечающий за образование и сохранение связей между нервными клетками.
Трудно свыкнуться с мыслью, что память - это связь
Пример. Доктор бьет молоточком по нерву, мышца ноги рефлекторно сокращается. Работает безусловный рефлекс, работает связь, генетически заложенная в мозг. Эта связь - и есть память.
Правильно организованный опыт облегчает понимание
Пример. Вы приходите домой, и видите гитару на вешалке. Вы догадываетесь, кто пришел к вам в гости. Стимул "гитара" вызывает в воображении целостный образ человека, которого вы многократно видели с этой гитарой. Связь образа гитары с образом человека в вашей голове - это память.
Мнемотехника выделяет и использует два вида памяти.
Реакция на стимул возникает в воображении. Мозг
достраивает
картинку-стимул до целостного образа
Запоминание
Запоминание - комплексный процесс накопления в мозге системы связей, на основе взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.
Мнемотехника разделяет "память" и "запоминание". Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов (мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс "память" будет исправным.
Запоминание бывает трех видов.
Непроизвольное запоминание
Когда вы идете по улице, ваш мозг автоматически фиксирует связи между образами. Вам ничего не нужно делать для запоминания, так как глаза воспринимают уже соединенные образы. Восприятие образов с общим контуром - это сигнал для включения процесса "память". То, что в психологии называется "когнитивные карты", создается в мозге автоматически, в процессе естественного, непроизвольного запоминания.
Произвольное запоминание
Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы специально удерживаете внимание на информации - это называется произвольным запоминанием.
При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. В воображении возникают образы, эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше - как и в случае с непроизвольным запоминанием. Мозг запоминает связи между образами. Когда мы захотим пересказать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и будет описывать их словами. Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.
Если бы слова текста не вызывали в воображении
зрительных образов,
мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс
преобразования слов в образы и есть понимание
Сверхпроизвольное запоминание
Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем такой текст, воображение "спотыкается" на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозитории ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, "вырезается" из памяти. И при пересказе текста, мы не можем вспомнить точные данные.
Для запоминания таких текстов нужно использовать сверхпроизвольное запоминание. Это такое запоминание, когда процесс запоминания полностью контролируется. При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове специально создается образный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами, но очень точно, не пропуская ни одного имени, названия или термина.
Искусственными являются не методы запоминания,
а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен.
Мнемотехника всего лишь переводит информацию
на язык мозга, на язык образов
Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизвольным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет.
Инертность анализаторных систем
Возьмем в качестве примера зрительный и слуховой анализаторы. Анализаторные системы мозга обладают инертностью. Очень часто инертность анализаторных систем путают с памятью. Психологи их так и называют: "иконическая память", "кратковременная память". Но это вводит в заблуждение. Ведь процесс "память" - это образование связей. А в анализаторных системах никаких связей не создается.
Если мы посмотрим на цифры телефонного номера, написанные на бумаге, то мы некоторое время будем продолжать видеть эти цифры в воображении. Но они не сохраняются в мозге, мы не сможем их вспомнить уже через одну минуту.
Но если мы посмотрим на картинку, на которой несколько образов имеют один общий контур, то эта картинка попадает в память. В этом случае работает не только инертность анализаторных систем, но и включается процесс память, реагирующий на соединенные образы.
Инертность зрительного анализатора хорошо наблюдается в темной комнате. Когда глаза привыкнут к темноте, поднесите руку к лицу и на мгновение осветите ладонь искрой зажигалки. Последовательный образ появится примерно через одну секунду и будет сохраняться около пяти секунд. Вы в буквальном смысле слова будете видеть свою ладонь.
Если мы прослушаем ряд цифр, то легко сможем повторить последние 5-7 цифр. Это проявление инертности слухового анализатора. Но цифры эти не попадают в память. Уже через минуту мы не сможем их вспомнить.
Но если мы прослушаем предложение "На голубой тарелочке стоит белая чашка с молоком", то к инертности слухового анализатора присоединяется работа памяти. Слова вызывают комбинацию образов в воображении. Возникшие в воображении связи между образами фиксируются процессом "память". Мы сможем вспомнить это предложение и на следующий день, и даже через месяц.
Инертность анализаторных систем основана на явлении медленной синаптической передачи. Когда нервная клетка получает стимул, она выбрасывает специальные "медленные" нейромедиаторы, которые продолжают стимулировать следующую нервную клетку некоторое время, несмотря на то, что стимула уже нет.
Инертность анализаторных систем часто путают с памятью
Так как связи в анализаторных системах не образуются, инертность анализаторных систем не может быть классифицирована как память. Это именно инертность, временная задержка стимула.
Тем не менее, именно инертность анализаторных систем чаще всего используется человеком для "запоминания". Сознательно повторяя числа или прорисовывая их в воображении, человек может задержать информацию в анализаторной системе длительное время, достаточное для того, чтобы найти карандаш и блокнот.
Можно использовать инертность зрительного и слухового анализаторов одновременно. На этом основан простой фокус с "памятью" (разглашается с разрешения Олега Степанова). Одновременное использование двух анализаторов позволяет увеличить объем временно удерживаемой информации ровно в два раза. Вместо семи цифр можно временно удержать четырнадцать. Напишите на листке четырнадцать чисел. Семь цифр удерживайте в зрительном анализаторе, а семь других проговаривайте - удерживайте в слуховом анализаторе.
За время удержания информации в анализаторных системах, вы можете запомнить цифры с помощью мнемонических методов, запомнить навсегда. У непосвященных создается иллюзия мгновенного запоминания.
Вывести такого фокусника на чистую воду очень просто. После "мгновенного запоминания" нужно предложить ему решить пяток примеров на сложение. После этого он не сможет вспомнить цифры, которые мгновенно "запомнил".
Оставим инертность анализаторных систем людям с толстыми записными книжками и вернемся к памяти.
Двухкомпонентная модель памяти
Теория памяти в мнемотехнике выделяет два вида памяти, два процесса "память".
В отличие от официальной психологии, которая делит память на кратковременную и долговременную, в мнемотехнике память делится на два вида по СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ. Понятия "кратковременная память" и "долговременная память" в мнемотехнике не используются.
Две памяти, два разных способа образования связей
Первый вид памяти - рефлекторные связи
Этот вид связи хорошо изучен и описан во всех учебниках. Как известно, рефлекторные связи бывают безусловными (врожденными) и условными (созданными в течение жизни).
Когда мы дотрагиваемся до горячего утюга, рука самопроизвольно отдергивается. Это пример безусловного рефлекса.
Когда мы слышим слово "звезда", в воображении появляется образ звезды. Это пример условного рефлекса, образованного в мозге в процессе обучения.
Рефлекторные связи физически существуют в мозге в виде зоны синапса, области химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Нельзя классифицировать рефлекторную память только по наличию синаптической связи. Ведь все нервные клетки в мозге имеют такие связи. К рефлекторной памяти относятся синаптические связи между нервными клетками разных анализаторных систем, которые создаются в специальных, ассоциативных зонах мозга, где имеют свои "представительства" все анализаторные системы.
В ассоциативных зонах мозга создаются связи между разными анализаторными системами
Чтобы рефлекторная связь образовалась, отростки нервных клеток должны находится на очень близком расстоянии, порядка 50 ангстрем, и должны работать периодически в течение нескольких дней.
Рефлекторная связь является однонаправленной, импульс проходит по нервной клетке в одном направлении.
Рефлекторные связи могут быть цепными, один стимул может запустить длинную последовательность реакций. Такие цепочки связей создаются между вставочными нейронами. (Обычно рефлекторная дуга включает в себя промежуточные нервные клетки.) Последовательность реакций может "проигрываться" в воображении - идеомоторный уровень, или реализовываться физически, с помощью мышц. Примером таких последовательных реакций может быть внутренняя или обычная речь.
Ещё одна важная особенность цепочек рефлекторных связей - это то, что они всегда стремятся к завершению, к "прокрутке" до конца (антиципация). Если программа начала реализовываться, человек не может её остановить. Например, профессиональной машинистке трудно прекратить печатать сразу, ей нужно допечатать предложение до конца. Ярким примером антиципации являются речевые автоматизмы, когда по началу фразы мозг воспроизводит всю фразу целиком (Мороз и солнце, день чудесный...). Явление антиципации используется в мнемотехнике, например, для запоминания фраз изучаемого иностранного языка.
Второй вид памяти - электрические (резонансные) связи
Этот вид памяти не описан в психологии, поэтому в Системе запоминания "Джордано" ему присвоено название "электрическая память".
Нейрофизиологи длительное время блуждают вокруг этого вида памяти, но не могут его сформулировать. Они делают предположение, что информация может сохраняться в пейсмейкерной активности нервных клеток (постоянный незатухающий электрический потенциал на мембране нейрона). Ошибка связана с трудностью понимания того, что является информацией для мозга.
Информация для мозга - это последовательная связь нескольких простейших элементов. Изменение последовательности связей ведет к изменению информации (в привычном смысле этого слова).
Василий Иванович - 125-36-72
Иван Васильевич - 125-72-36
Смысл запоминания заключается в запоминании связей между элементами.
Информация не сохраняется в электрической активности нервных клеток. Информация сохраняется в невидимой резонансной связи между нервными клетками. Примером такой связи может быть невидимая резонансная связь между двумя одинаковыми камертонами, или между двумя струнами, настроенными на одну ноту.
Электрическая память - процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.
Преобразование точечной картинки в набор
контурных картинок. Синхронизация электрической
активности на мембранах нервных клеток
Клетки с одинаковым набором частот резонируют,
включаются и генерируют недостающие образы
Связи резонансные и связи рефлекторные... Они очень разные. Рефлекторные связи - это исполнительная система мозга. Электрические связи, система таких связей - это наше сознание и подсознание, это мышление и воображение. Это "фильтр", который анализирует входные импульсы, прежде чем последует мышечная реакция организма.
Мнемотехника позволяет экспериментально определить временные характеристики электрической памяти, а также описывает особенности её функционирования. И, самое главное, мнемотехника позволяет управлять процессом создания таких связей.
Связь образуется очень быстро, достаточно удержать в воображении два соединенных образа несколько секунд. Нормативное время - 6 секунд, мировой рекорд - 0,65 сек (Andi Bell, запоминание 52-х игральных карт).
Естественное запоминание речи, текстов и всего того, на что смотрят наши глаза, основано на этом виде памяти. Мнемоническое запоминание отличается лишь тем, что образы соединяются в воображении специально и по определенным правилам.
Однократно созданная в мозге связь сохраняется примерно 40 минут.
Если связь будет активизироваться (восприниматься повторно или будет просматриваться в воображении), она может быть сохранена в мозге пожизненно. Таким образом, электрическая память является и кратковременной (40 минут) и долговременной одновременно.
С одним образом можно образовать много связей, но вспоминаться всегда будет последняя, которая забивает предыдущие связи. "Затертые" связи сохраняются в мозге и могут быть воспроизведены при напоминании (латентное обучение).
Техника запоминания в Системе "Джордано" построена так, что позволяет запоминать информацию с повторяющимися элементами. Например, одно число 13 (один и тот же образ) можно запомнить хоть тысячу раз. И во всех случаях связь с этим числом будет последней, т.е. легко будет припоминаться сознательно, без подсказок.
Главное отличие электрических связей от рефлекторных заключается в том, что электрические связи не являются однонаправленными. Если вы создали в воображении связку из нескольких образов (посмотрели на кошку, состоящую из морды, глаз, ушей, хвоста, лапок и пр.), то стимулом может быть любой образ этой связки. Реакцией всегда будет появление в воображении целостного образа, всех ранее связанных образов. Достаточно увидеть хвост, воображение дорисует его до целостного образа кошки.
Этот вид связи объясняет механизм, с помощью которого мозг создает ассоциации. Попытки (безуспешные) объяснить механизм образования ассоциаций в свое время делали Гартли и Сеченов (Ярошевский, История психологии).
Первую картинку память не запомнит, вторую запомнит. Память реагирует на общий контур
Человек может манипулировать
образами в воображении, соединять их,
тем самым сознательно включая процесс "память",
процесс образования связи между образами, имеющими общий контур
Для психологии достаточно принципиальных схем (модели), понимания сути явления, его экспериментального доказательства. Поэтому детальное нейрофизиологическое описание данного вида памяти оставим нейрофизиологам, физикам и математикам.
Итак, модель памяти в мнемотехнике выглядит очень просто.
Инертность анализаторных систем мозга Не может быть классифицирована как память, так как связи не формируются |
около 5-ти секунд | Медленная синаптическая передача | Способность повторить 7 услышанных или 7 увиденных цифр |
Электрическая память Воображение, мышление, сознание и подсознание Не проявляется в видимой активности, но легко наблюдается интроспективно |
Образование связи - 1-6 секунды Сохранение от 40 минут до пожизненного Сознательно связь создается с помощью мыслительной операции "Соединение двух образов" Связи могут создаваться непроизвольно, при восприятии образов с общим контуром |
Синхронизация электрической активности одновременно работающих нейронов, генерирующих образы Не реагирует на точную информацию (даты, термины, телефоны и т.п.), для запоминания требуется преобразование в образы |
Естественное запоминание любой визуальной информации, речи, текстов. Основа мнемонических методов запоминания |
Рефлекторная память Исполнительная система мозга, проявляется в видимой мышечной активности, легко регистрируется приборами |
Образование связи - порядка 3-х дней (в мнемонике) Пожизненное сохранение |
Формирование синаптической связи между нейронами разных анализаторов в ассоциативных зонах мозга | Всё, что связано с мышечной и химической активностью: речь, машинопись, ходьба, выделение слезы, чихание и пр. |
Это общее описание видов памяти. Разумеется, разные виды памяти могут взаимодействовать друг с другом. Модель не учитывает виды памяти, не связанные с когнитивными (познавательными) процессами, например генетическую память.
Проверить временные характеристики электрической памяти очень просто. В мнемотехнике это делается путем регистрации объема запоминаемой информации, времени запоминания, количества допущенных ошибок. Для запоминания чисел, например, числа преобразуются в образы и соединяются с заранее подготовленной последовательностью опорных (стимулирующих) образов. Использование мыслительной операции "Соединение образов" позволяет запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого элемента. В зрительные образы может кодироваться любая информация (числа, термины, имена, названия и т.п.).
Если человек не обучен мнемонике (не умеет запоминать), то проверить механизм образования связи между соединенными образами можно путем последовательной демонстрации на экране картинок, на которых два образа имеют общий контур. В этом случае связи будут запоминаться мозгом автоматически.
Совсем необязательно, чтобы связи были необычными. Мозг запомнит любые связи
Для сканирования памяти, для считывания связей, нужно показывать одну из картинок пары. Мозг будет воспроизводить другую картинку (человек вспомнит вторую картинку пары).
Принцип работы памяти "Стимул - реакция" кажется вполне очевидным
Образование в мозге рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания. Например, при заучивании образных кодов чисел скорость кодирования чисел в образы должна быть примерно 0,5 секунды. Числа предъявляются в случайном порядке.
Субъективно рефлекторные связи чисел с образами выражаются в том, что когда вы просматриваете ряд двузначных чисел, в воображении самопроизвольно воспроизводятся зрительные образы, соответствующие этим числам. Совершенно аналогично тому, как мы понимаем слова родного языка (ложка - образ "ложка", 35 - образ "куб").
Понимание - процесс преобразования текста (речи) в комбинации зрительных образов в воображение.
Развитие визуального мышления (воображения) автоматически развивает функцию понимания текстовой информации.
Словарь мнемонических терминов вы можете найти на сайте Mnemonikon в разделе "Учебный раздел".
--------------------------------
Таким образом, мозг вообще трудно отнести к запоминающему устройству. Мозг не запоминает ни образы, ни слова. Мозг запоминает связи, на основе которых каждый раз заново создает (генерирует) слова, образы, движения, речь. Функцию точного запоминания можно эмулировать в мозге с помощью мнемотехники. В норме (без специального обучения технике запоминания) мозг не может и не должен запоминать то, что мы привыкли называть словом "информация" (телефонные номера, исторические даты, списки, сложные тексты и пр.)
В норме память работает всегда "на узнавание", как реакция на стимул. Активное воспроизведение информации (без подсказок) возможно только после специального обучения технике запоминания, когда в мозге создается система внутренней стимуляции мозга (система опорных образов).
Приводимые временные характеристики электрической памяти получены
эмпирическим путем. Они должны уточняться в процессе специально организованных
опытов.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.