Понедельник, 04.07.2005. Выпуск 86
Учим английский. Запоминание текста урока наизусть
Что значит "текст урока"? Это не просто текст из газеты, журнала или из книги. Это специальный текст из урока учебника иностранного языка. Текст - это центр урока, главное упражнение. Такой текст должен отрабатываться самым тщательным образом.
Текст урока составляется так, чтобы в нем присутствовали все новые слова урока, новая грамматика, чтобы повторялись уже пройденные ранее грамматические правила. В текст включаются устойчивые словосочетания и модельные предложения, которые учащийся должен запомнить наизусть, слово в слово.
Перед запоминанием текста урока необходимо разобрать новые слова и словосочетания, запомнить произношение и написание трудных слов, познакомиться с новой грамматикой, запомнить специальную терминологию (например, что такое "статальные глаголы").
Непосредственно перед запоминанием текст многократно прослушивается частями (по предложениям) на лингафонном аппарате, каждое предложение из текста многократно повторяется вслух. И только когда учащийся становится способным в нормальном темпе прочитать текст без ошибок, с правильным произношением (понимание текста подразумевается, так как до этого были проработаны новые слова), можно приступать к запоминанию текста наизусть.
Запоминание текста - это не последнее упражнение в уроке. Скорее - одно из первых. После того как учащийся запомнит текст наизусть, он сможет эффективно выполнить другие упражнения урока (вставка предлогов и местоимений, достраивание фраз, постановка вопросов и ответы на вопросы, перевод с русского на английский, конструирование фраз на основе модельных предложений, диктант и другие упражнения, которые предлагают в уроке авторы методики изучения языка).
Запоминание учебных тексов (содержащих набор модельных предложений) важная предпосылка развития навыка устной речи. Поэтому преподаватели на курсах и авторы учебных пособий настойчиво требуют запоминания таких текстов наизусть.
Но как запоминать?
Что нам может предложить педагогика? Вариантов два. Первый - зубрить текст как стихотворение. Второй вариант - пересказывать текст своими словами, по смыслу.
Чем плох первый вариант (зубрежка). Текст (прозу) можно выучить аналогично тому, как мы заучиваем стихотворения. Однако сложность заключается в том, что проза зазубривается гораздо сложнее стихов (нет рифмы и ритма). Поэтому зазубривание текста объемом в одну книжную страницу может занять очень и очень много времени.
Второй недостаток зубрежки заключается в том, что зазубренный текст (как и стихотворение) всегда воспроизводится с самого начала. Человек, зазубривший текст наизусть, не может начать его воспроизведение с пятого, десятого предложения. Следовательно, модельные предложения учебного текста не могут быть использованы в будущем в устной речи при конструировании собственных высказываний на иностранном языке. Процесс запоминания теряет смысл. Подразумевается, что, запомнив текст наизусть, ученик сможет использовать в речи отдельные его части, как эталоны. Но как раз части и не могут быть воспроизведены! Зазубренный текст воспроизводится только с начала до конца, как магнитофонная пленка.
Смысловой пересказ учебного текста - а здесь речь идет именно об учебных текстах, содержащих наборы модельных предложений - также не годится. Пересказывая текст своими словами, ученик искажает тщательно подобранные методистами предложения. Смысловой пересказ создает большое количество грамматических ошибок.
Учебные тексты нужно запоминать слово в слово, наизусть. И не только для того, чтобы на основе материала текста конструировать собственные высказывания (это главная задача).
Любой человек, изучающий иностранный язык, может провести простой опыт. Зазубрите (обычной зубрежкой) пяток фраз из озвученного материала урока. Выпишите пять фраз на бумаге, носите бумажку с собой, повторяйте фразы несколько дней, доведите воспроизведение фраз до автоматизма. После этого, когда вы будете прослушивать звуковой материал урока, вы обнаружите интересную особенность. Зазубренные (качественно запомненные) фразы будут выделяться вашим мозгом из общего звукового потока, будут пониматься очень легко, без внутреннего перевода на родной язык, появится эффект опережающего понимания - услышав начало фразы, вы сможете её закончить.
Таким образом, запоминая учебные тексты уроков наизусть, мы убиваем сразу несколько зайцев: формируется навык устной речи, формируется навык восприятия речи на слух, закрепляется новая лексика, устойчивые словосочетания. Грамматический материал урока переходит с уровня осознанного использования на бессознательный, автоматический уровень. Вы уже не задумываетесь, почему употребили ту или иную временную форму глагола, почему использовали конкретный предлог, артикль, местоимение, порядок слов в предложении.
Как решает эту задачу мнемотехника? Как всегда очень просто. Учебные тексты, как правило, не превышают по объему одну страницу книги. Поэтому запоминание такого текста можно свести к технике запоминания отдельных фраз, предложений. Только не следует запоминать предлагаемой техникой тексты на родном языке, например при пересказе параграфа из учебника истории! Для этого используется другая техника запоминания.
Техника запоминания
Проанализируем технику запоминания на коротком фрагменте учебного текста из восьмого урока методики обучения английскому языку Гос. курсов "ИН-ЯЗ" (Москва).
Для запоминания подобных текстов наизусть вам нужно знать только метод Цицерона и уметь соединять пару образов в воображении!
Процессу запоминания текста должны предшествовать: специальное запоминание новых слов урока, знакомство с грамматикой (запоминание грамматики), прослушивание текста на записи и чтение текста вслух.
Фрагмент учебного текста
(В восьмом уроке изучается Present Indefinite, настоящее неопределенное время).
Betsy West is a student at London University. She goes to her college five days a week - from Monday to Friday. She doesn't go to classes on Saturdays or Sundays. Every morning she leaves home at eight o'clock and walks to the bus stop. There is usually a queue at the stop and Betsy waits for her bus from five to ten minutes. She does not like to be late and, as a rule, she arrives at the college a few minutes before classes.
Если наш мозг способен запомнить одно предложение (короткую фразу) - а он на это способен, каждый знает по собственному опыту - значит запоминание большого количества фраз - это дело техники. Нам нужно создать в памяти последовательность стимулов, которые напоминали бы нам о том, какую фразу нужно воспроизводить.
Запоминание коротких фраз основано на способности мозга запоминать фразу как одно целое. Если мы многократно прослушаем и проговорим фразу, то она очень быстро запоминается мозгом и воспроизводится автоматически. Для того чтобы запустить воспроизведение фразы, мозгу нужно предъявить подсказку, стимул, начало фразы: "Терпенье и труд...".
Но мы будем создавать другие стимулы. Будем запоминать не начало фразы, а смысл фразы. Будем делать образную подсказку, с помощью зрительных образов. Такая образная подсказка способна вызывать из мозга фразу точно так же как и словесное начало фразы.
Техника запоминания позволяет воспроизводить учебный текст дословно с начала до конца. Но вы сможете воспроизвести и отдельные предложения текста. Например, только четные предложения. И даже пересказать текст с конца до начала (десятое предложение, девятое предложение, восьмое предложение и т.д.) И именно в этом (возможность воспроизведения отдельных частей текста) заключается основная ценность мнемонического метода запоминания. После такого запоминания материал заученного текста будет доступен для использования в устной речи. Что совершенно невозможно при обычном зазубривании, когда текст может воспроизводиться только целиком, с начала до конца.
Техника запоминания очень простая. Текст разбивается на отдельные предложения, каждое предложение обозначается зрительным образом, зрительные образы связываются с последовательностью опорных образов. Вы представляете в воображении созданный вами образ (обозначающий фразу), удерживаете его и несколько раз читаете и повторяете вслух предложение. Запомнив абзац, пробуете воспроизвести его целиком, при необходимости подсматриваете и уточняете фразу. Аналогично запоминаются следующие абзацы текста.
Ниже даются примеры подбора образов для предложений отрывка учебного текста. Опорные образы проще всего создать методом Цицерона. "+" обозначает соединение образов в воображении.
Опорный образ 1 + "девушка с летучей мышью и компасом" - Betsy West is a student at London University.
Опорный образ 2 + "недельное расписание, на котором отмечены пять рабочих дней" - She goes to her college five days a week - from Monday to Friday.
Опорный образ 3 + "два воздушных шарика" - She doesn't go to classes on Saturdays or Sundays.
Опорный образ 4 + "будильник, стрелки которого показывают на восемь часов утра" - Every morning she leaves home at eight o'clock and walks to the bus stop.
Опорный образ 5 + "автобусная остановка и очередь" - There is usually a queue at the stop and Betsy waits for her bus from five to ten minutes.
Опорный образ 6 + "девочка, сидящая одна в пустом классе" - She does not like to be late and, as a rule, she arrives at the college a few minutes before classes.
Как и любая техника запоминания, данная техника требует определенного навыка, тренировки. Но, даже не обладая навыками запоминания, вы сможете запомнить этой техникой учебный текст объемом в страницу книги достаточно быстро.
Добившись последовательного припоминания текста, потренируйтесь вспоминать отдельные предложения из текста. Например, сначала перескажите только нечетные предложения, а затем только четные.
После запоминания повторяйте текст мысленно, добиваясь свободного воспроизведения каждого предложения.
---------------------------------------------
Программисты в помощь мнемонистам
Mnemonics (скачать здесь: http://www.yugzone.ru/mnemonics.htm).
Программу можно успешно использовать для составления индивидуальных справочников образных кодов, для корректировки существующего справочника (замена некоторых слов на более понятные), для подбора слов при кодировании четырехзначных и пятизначных чисел, что может понадобиться при запоминании числовых таблиц.
Задаете один из вариантов буквенно-цифрового кода, вводите нужное вам число
и всё! Программа поделит длинное число на части всеми возможными способами и
для каждого варианта подберет целую кучу слов из словаря. Выбирайте любое слово
и используйте его в качестве образного кода числа.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.