Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н.Д.Слоущ (1893 год) Мнемотехника или искусство укреплять память
Часть вторая. Слово-число 1 глава: буквы-цифры Основа этой методы состоит в том, что цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 заменяются согласными буквами следующим образом (буквы расположены по французской методе).
Таким образом, цифры заменяются данными согласными буквами, гласные же совсем не считаются. Эти буквы-цифры нужно изучать до тех пор, пока мы будем в состоянии легко и быстро заменять буквы цифрами и обратно; заметим, что от них зависит понимание всех предметов этой, самой важной, части мнемоники. Для упражнения нужно употреблять следующие правила:
Для более удобной замены чисел словами заметим, что только три первых согласных данного слова употребляются вместо цифр. Например, «гордость» = только 641, а не 64101; числа же, состоящие из четырех или более цифр, заменяются двумя словами или более. Примеры заменения цифр словами: 10 = таз, 11 = дитя, 12 = день, 13 = дом, 14 = дар, 15 = доля, 16 = так, 17 = дочь, 18 = удав, 19 = тип, 20 = нос, 25 = нуль, 30 = мыза, 36 = миг, 38 = миф, 45 = руль, 50 = лес, 56 = луг, 61 = год, 60 = косо, 71 = чудо, 74 = царь, 86 = век, 90 = пояс, 95 = поле, 146 = дорога, 321 - минута, 410 = радость, 758 = человек, 750 - волос. Примечание. В виду бедности русского языка в односогласных словах допускается там, где не может быть сомнений, вместо них и слова с двумя согласными, при чем первая должна быть непременно буква с (ж, з); так сон = не только 0, 2, но иногда = 2.
2 глава. Серии слов и связные предложения Если нам нужно усвоить серию ничего общего между собою не имеющих слов в том порядке, в каком они представлены перед нами, то это возможно посредством методы, указанной во 2 главе 1 части при соединении 2 серий слов. Мы прибавляем к каждому из первых ста чисел слово, состоящее из букв, соответствующих данному числу, а все эти слова соединяем в одну цепь, как мы уже указали, и после некоторого упражнения очень легко запомнить, какое слово заменяет то или другое число. Эти слова справедливо называются «словами представлениями», а также, в виду того, что они постоянно остаются неизменными, «стереотипными». К данной для усвоения серии слов мы прибавляем по порядку подобные слова-представления и соединяем эти слова в связные предложения, при чем нужно стараться, чтобы в подобных предложениях не было других существительных, кроме слова серии и соответствующего ему слова вспоминания; предложения эти очень легко вспомнить, раз нам известны слова-представления, которые уже легко наводят на все предложение. Выбирая в 1 части 10 слов первой серии, мы их не взяли наугад, а подобрали нарочно; как читатель увидит, они соответствуют первым 10 числам: ад = 1, сани = 2, яма = 3, сарай = 4, соль = 5, юг = 6, суша = 7, сова = 8, жаба = 9, таз = 10. Если эти слова известны нам хорошо, то мы можем их помощью запоминать какую угодно серию 10 слов по порядку, помощью данной цепи вы, вероятно, усвоили себе эти слова и слова второй серии: ночь, море, вода, гул, мечь, пень, рыба, мел, челнок, ров. Попробуем составлять связные предложения из этих двух серий.
Продолжим цепь стереотипных слов до 25: Но на тазе лежало дитя; дитя это (конечно безгрешное и не страдало) играло в тени; тень упала от большого адского дома; от дома вела дорога к мертвым телам; от тел тянулся длинный ток; ток этот вел к душам (конечно грешников); а души, отягченные грудой товаров (при жизни они обманывали в торговли), топорами били в носы (мертвых тел); но носы, твердые, как янтарь, не поддавались, пока ненависть богов не утихла, и, перестав ненавидеть грешников, они подняли белое знамя; знамя означало, что весь грешный народ помилован, и на урне грехов этого народа была начертана громадная нуль. Приготовим здесь список первых 100 стереотипных слов, которые ученик, по данному образцу, должен изучать до тех пор, пока он их будут знать хорошо, ибо, зная эти слова, он в состоянии запоминать всевозможные серии слов. Как мы видим, слова эти соответствуют каждое своему числу, что облегчает их изучение, так как согласные буквы нам известны.
Примечание. В системе запоминания, представленной в учебнике на сайте Mnemonikon, используется другая система кодирования цифр в буквы. Соответственно и образные коды двузначных чисел - другие. Использование в качестве образных кодов таких слов, как "тяжесть", "народ", "ненависть", "душа" - вообще недопустимо. Заметим, что каждый может составить себе какую ему угодно серию. Для того чтобы усвоить связные предложения, главные понятия и предметы выбираются и мнемонизируются по порядку с помощью данной серии слов.
3 глава: хронология Чтобы запомнить хронологические числа, вместе с относящимися к ним событиями, тысячи отбрасываются всегда, ибо в тысячах никто не будет ошибаться; таким образом, хронологическое число никогда не превышает трех цифр. В датах 18 и 19 веков отбрасываются там, где нет сомнений, и столетия, при датах 1 века до Р.Х. нужно прибавлять нуль, во избежание смешения с 1 веком по Р.Х. Данная дата заменяется соответствующими по числу, согласно данному цифровому алфавиту, буквами и из них составляется слово, имеющее общее с событием для того, чтобы можно было помнить легко, какая дата принадлежит тому или другому событию. Примеры. Даты перед Р.Х.
Даты по Р.Х.
Примечание В.Козаренко. Автор не указывает, каким образом он собирается запоминать сами эти фразы. Техника запоминания исторических дат в системе "Джордано" не имеет ничего общего с описанным выше способом. Если нам нужно запомнить месяц и день данного события, мы употребляем их, как обыкновенно в письмах, и мнемонизируем; так: Немцы вступили в Париж 1 марта 1871 или кратко: 1, 3, 71; эти числа запомним следующей фразой: Немцы вступили со злорадством в дома чудного Парижа.
4 глава. Многозначные числа Логарифмы и прочее Данное число, которое требуется запомнить, нужно разделить с права на части, по 2 или 3 цифры каждая; каждую часть нужно заменять соответствующим по числу словом, так называемым «нумерованным», которое всегда должно быть имя существительное; так, слово «гора» = 64, «рыба» = 49; эти слова соединяют по порядку в цепные предложения, или же они прибавляются к стереотипным словам. Положим, нам нужно усвоить число, данное в ведение: 27, 34, 81, 65, 37, 92, 49, 35, 75, 48; для этого мы заменяем его следующими словами: ночь, море, вода, гул, меч, пень, рыба, мел, челнок, ров. Как читатель теперь видит, мы подобрали 10 слов 2 главы 1 части не случайно, а с целью, и вам уже известен способ запоминать их. Вы и не подразумевали, что, запоминая эти 10 слов, вы запомнили вместе с этим и это огромное число. Некоторые употребляют другой способ, более простой и легкий, но зато менее удобный; каждую цифру данного числа заменяют словом, содержащим столько букв, сколько в цифре единиц; например, числа 675, 532, 727, 95, 487. 828 заменяем стихами: Горит (6) восток (7) зарею (5) новой (5); Уж (3) на (2) равнине (7) по (2) холмам (7) Грохочут (9) пушки (5). Дым (4) багровый (8) Кругами (7) всходит (8) к (2) небесам (8). Для того чтобы усвоить легко и безошибочно большую таблицу умножения, представляющую для памяти большие затруднения, мы отбрасываем от производителей десятки, единицы же заменяются буквами и их них составляются слова, а произведение заменяется соответствующим словом; эти слова соединяются в целое предложение. Примеры: 1) 11.19 = 2 0 9 ТоПор уНеС Плотник 2) 12.13 = 1 5 6 зНаМя ДаЛеКо 3) 14.16 = 2 2 4 РеКа НеНауРовне 4) 15.16 = 2 4 0 ЛуГ НаРоС 5) 16.18 = 2 8 8 КоФе НеВоВремя 6) 18.18 = 3 2 4 В Вине МиНеРалы Чтобы запомнить логарифмическое число, мы его мнемонизируем и прибавляем к соответствующему слову вспоминания. Логарифма 1 = 0 Логарифма 2 = 0, 30 10 300 0 отбрасывается, ибо она повторяется в каждой логарифме, а семь цифр мы разделяем: 30, 10, 300 = м - с т - ж, м - с - с; Стереотип числа 2 = сани; прибавим к нему логарифмическое число: Сани мастера тяжелы и массивны. Логарифм 3 = 0, 47 71 213. № 3 = яма Возле ямы находится роща чудесная и нетемная. 4 = 0, 60 20 600 № 4 = сарай Сарай косый и низкий и хаос слышен вечно. 5 = 0, 69 89 700 № 5 = соль В соляных копях выбирают чужие (т.е. негодные) осадки.
5 глава. Бухгалтерия и коммерция Попробуем начертить план мнемонического усвоения коммерчески дел. Первое занятие молодого человека, поступающего в контору, составляет почта, т.е. копирование писем, адресование и пр. для того, чтобы помнить адреса разных фирм, вместе с их названиями, мы заменяем незнакомые слова знакомыми и присоединяем к стереотипным словам, например: Иван Воронов, Москва, Яков Катлер, Вильна, Григорий Голубов, Одесса и пр. Соединим Москву со стереотипным словом «ад» и прибавим к нему слово «Ворон», при чем мы думаем о басне Крылова, что Москва (в которой царствовал Иван Грозный) горела, как ад, и стая воронов летала над нею. К саням прибавим Вильну, и соединим в одно предложение с Яковом, а Катлер заменим словом «катать» (Дядя Яков катается в Вильне на санях). К яме прибавим «голубой» и соединим с Одессой (Одесские ямы - море - голубы) и т. пр. Положим, нам нужно усвоить разные конты, как-то: Капитал-конто 218 - н - д - в Товарное 235 - н - м - л Касса 285 - н - в - л Вексель 307 - м - с - ч Баланс 25 - н - л и прочее. Запомним следующие фразы: Капитал - недовольно, товаров - немало, касса - невелика, вексель - месячный, баланс - нуль. Если нам нужно усвоить цены разных товаров, мы поступаем следующим образом: Пшеница 95 - 102 = полна и джинна, Овес 50 - 60 = лес - коса и пр.
6 глава. Статистика Если нам нужно усвоить число жителей какой-нибудь страны, мы заменяем его также словом-числом, при чем там, где число жителей превышает 100 миллионов, отбрасываются числа меньше миллиона, а заменяются лишь миллионы; так, где оно превышает 10 миллионов, заменяются только миллионы и сотни тысяч и т.п.; словом, первые три цифры слева мнемонизируются. Примеры: Примечание: Для облегчения заметим, что допускается третью букву-цифру уменьшать или увеличивать на единицу. Азия 850000000 - в - л - ж: Климат северной Азии влажный. Европа 321000 - м - н - т: в Европе чеканят массу монет. Африка 202000000 - н - с - т: работорговцы насытились кровью негров. Америка 101000000 - д - с - т: в Америке десятки республик. Австралия 8500000 - в - л - с: волосы папуасов похожи на шерсть. Россия 95000000 - п - л - с: в польском царстве самое густое население России Франция 38500000 - м - в - л: Франция символ цивилизации. Австрия 39400000 - л - б - р: в Австрии либеральные законы. Для того чтобы запомнить число жителей городов, числа ниже тысячи отбрасываются. Примеры: Лондон 4500 тысяч - р - л - с - з: Лондонцы роялисты издавна. Париж 2843 - н - в - р - м: Париж новый Рим. Пекин 2400 - н - р - ж - с: Пекинская наружность с первого вида привлекательна. Нью-Йорк 1850 - д - в - л - з: Нью-Йорк удивляет зрителя своим движением. Берлин 1251 - д - н - л - т: В Берлине дни лета прекрасны. Вена 1209 - д - н - с - б: Вена расположена на дунайском берегу. Петербург 914 - п - т - р: Петербург основан Петром. Филадельфия 850 - в - л - ж: в Филадельфии влажный климат Константинополь 874 - в - ч - р: Вечером тихо. Токио 620 - в - н - с: Европейцы внесли в Токио культуру. Москва 752 - ч - л - н: на Москве-реке много рыбачьих челноков. Варшава 450 - р - л - с: Варшаву окружает сеть рельсов железных дорог. Рим 301 - м - с - т: в Риме прекрасные мостовые. Одесса 300 - м - с - с: В Одесском порте масса кораблей. Для того чтобы запомнить вышину разных гор вместе с их, большей частью нам незнакомыми, названиями, последние мы заменяем похожими на них знакомыми нам словами в тех случаях, когда мы не встречаем больших затруднений, а числа вышины заменяются словом-числом и соединяются в одну фразу, при чем единицы отбрасываются, ибо в 10 раз трудно ошибаться. Примеры: Арарат 12220 парижских футов - т - н - н - н: Армяне верят в то, что тень Ноя ночью показывается на горе. Чимбраза 23400 - н - м - р - с: В шуме брат намеревался сойти. Давалагри 26500 - н - х - л - с: На вдову на горе нахлынула стая воронов. Монблан 14600 - д - р - г - с: минута большой опасности миновала, и дорога скоро очистилась. Ливан 8960 - в - б - г: Левонтий поскользнулся в бегу. Если нам нужно запомнит весы химических веществ и металлов, мы заметим, что никакое тело не превышает весом вес воды более 24 раз. Собственно металлы превосходят весом воду никогда не меньше 6 раз. Если нам это известно, мы можем прямо начать упражнения: платина превосходит воду в 20,5 раз: - н - с - л: платина тает на сильном огне. Золото 19,2 - д - б - н: золото удобно для монет. Дубовое дерево 0,81 - ж - в - т: Дуб живет очень долго и т.д. В астрономии употребляют следующие приемы: в созвездии Рака 84 звезды: в раке много больших звезд. В Близнецах - 64: Близнецы видны с этой горы и т.д.
7 Глава. Карты и шахматы Игры в карты значительно облегчаются употреблением следующих приемов: каждую карту заменяют словом, первое согласное которого означает цвет данной карты, второе - число. Бубны = б - н Кресты = д - т Черви = ч - ц - ш - щ Пики = к = г = х Десятка = 0, король = 04, дама = 03, валет = 02. Примеры: Бубновая 0 = ПоП, БаБа Червяная 10 = ЖиЗнь, СаЖа Пиковый валет = КаЗНь, ХиЖиНа Бубновый король = БиСеР, ПоЖаР Слова, заменяющие карты, очень легко соединяются в одну цепь и усваиваются в каком угодно порядке, по мере надобности. При шахматной игре, шахматная доска нумеруется и усваивается в следующем порядке, таким образом, что всегда легко отыскать требуемую клетку моментально:
Числа эти расположены квадратом, так что каждое число уже само по себе указывает, на какой клетке оно находится сверху и горизонтально. Таким образом, можно заранее запомнить непременный ход каждой фигуры по порядку. Например, ход башни бывает непременно от 11 к 21, 31, 41 и т.д., а оттуда, если ход изменяется, к 62, 63, 64 и т.д.; повсюду мы встречаем правильные арифметические ряды. Главное преимущество этой методы состоит в том, что требуемая клетка появляется моментально. Каждое число этой таблицы заменяется словом-числом, причем числа белого поля заменяются мужскими существительными, черного поля - женскими; фигуры же присоединяются к этим словам по мере надобности. Примечание В.Козаренко. Н.Д.Слоущ в свое время посетил курсы мнемотехники в Германии, и, не разобравшись в мнемотехнике до конца, поспешил издать свою книгу, в которой основные принципы мнемотехники искажены так сильно, что это вообще нельзя называть мнемотехникой. Сходство лишь внешнее. Скорее всего, мнемотехника была искажена Слоущем в процессе перевода с иностранных изданий. Книги по мнемотехнике вообще очень трудно переводить, тем более когда переводчик не понимает, о чем идет речь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||