Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Франц Лёзер Тренировка памяти 6. Концентрация Кто в одно время и ест, и читает - свою память
глотает. Концентрация как познавательный процесс Что такое концентрация? Представьте себе, что вы стоите на площади Александерплац, расположенной в центре Берлина. На вас обрушивается лавина информации: люди, автомобили, дома, шум, голоса, запахи и многое другое, Если бы сознание перерабатывало всю эту информацию, память оказалась бы перегруженной. Поэтому вы выбираете только наиболее важную информацию, анализируете ее, классифицируете, сравниваете и оцениваете. Но, для того чтобы быть в состоянии выполнять эти сложные операции, вы должны вначале сконцентрироваться на данной информации. Как это сделать? Прежде всего необходимо выяснить, что же такое концентрация. В психологии процесс концентрации определяется как "избирательная направленность сознания на предмет познания". Это означает, что при концентрации происходит выделение существенной информации, на которой и сосредоточивается процесс познания. Допустим, что на площади Александерплац стоит группа из нескольких человек и нам надо наблюдать за одним из них. Для решения этой задачи мы концентрируем внимание на каком-то определенном человеке, т. е. выбираем его из группы в качестве существенного материала и делаем объектом нашего сознания. Возникает решающий для тренировки памяти вопрос: как сознательно управлять процессом концентрации? Чтобы ответить на него, надо знать, как осуществляется концентрация в рамках познавательного процесса. Как направлять сознание на объект познания? Как отвлекаться от ненужных деталей, мешающих концентрации? Пока мы не знаем этого, управление процессом концентрации на основе научных методов остается трудной задачей. Поэтому я попытаюсь здесь возможно точнее описать процесс концентрации, исходя из марксистско-ленинской теории познания. Итак, концентрация - это направленность познавательного процесса на объект познания путем сосредоточения внимания на существенной информации и игнорирования, элиминирования, несущественной. Следовательно, концентрация состоит из двух взаимосвязанных частей: внимания к существенному и отбрасывания несущественного. Рассмотрим вначале внимание. Внимание В литературе по тренировке памяти обычно приводится следующее упражнение для совершенствования концентрации. Перед испытуемым, который находится в затемненной комнате, ставится задача сконцентрировать внимание на определенном предмете, например на световом пятне. При этом дается указание: сосредоточьтесь на этом пятне, не думайте ни о чем другом. Предполагается, что таким образом достигается тренировка способности направлять внимание на определенный объект. Однако в действительности подобное указание делает концентрацию на объекте познания практически невозможной. Ведь концентрация как компонент познавательной деятельности является динамическим, непрерывно совершенствующимся процессом, цель которого состоит в получении возможно более полного образа объекта познания. Направленность на объект познания, базирующаяся на всестороннем отображении этого объекта, и есть внимание. В тот момент, когда совершенствование отображения прекращается, то есть когда человек перестает открывать в объекте новые свойства, концентрация прекращается. Следовательно, инструкция, предписывающая думать, например, только о светлом пятне и ни о чем другом, не способствует более глубокому познанию объекта или даже делает это невозможным. В результате внимание ослабевает, концентрация угасает и мысль неизбежно переключается на другой объект. Итак, первым важным условием поддержания концентрации на высоком уровне является осознанное использование механизма внимания. Поэтому, направляя внимание на какой-либо объект, необходимо стараться выделять в нем все новые стороны и признаки. Допустим, вы хотите сосредоточиться на чьем-то лице. Для этого недостаточно заставить себя думать только о нем. Надо сознательно пытаться открывать в этом лице все новые стороны, свойства, признаки, черты. Поступая таким образом, вы сможете сохранить внимание и обеспечить высокий уровень концентрации. Элиминирование Одновременно с вниманием к существенному в рамках концентрации происходит игнорирование, элиминирование, несущественного. Элиминирование - это обратная сторона внимания. При элиминировании познавательный процесс отвлекается от воспринятой несущественной информации, которая поэтому не подвергается обработке со стороны сознания. В результате память не перегружается, остается свободной для существенной информации и внимание может без помех сосредоточиваться на ней. Обычно элиминирование несущественной информации происходит совершенно стихийно: мы просто не замечаем ее. Но нередко она мешает нам, и мы не знаем, как от нее избавиться. Мы часто подвергаемся различного рода мешающим воздействиям, таким, как шум, отвлекающие факторы и т.п., которые навязывают несущественную информацию. В результате внимание снижается, концентрация уменьшается и запоминание ухудшается. Осознанное использование механизма элиминирования может оказать в таких случаях решающую помощь. Но как этого добиться? Элиминировать - это значит исключать воспринятую несущественную информацию путем отказа от ее запоминания и повторения, а также путем ее отбрасывания. Отсюда следует, что процесс элиминирования состоит из двух взаимосвязанных фаз. Первая фаза - воспринятая информация отвергается, не закрепляется в памяти, иначе говоря, она не должна ни запечатлеваться, ни мысленно повторяться (см. гл. 7 и 8). Вторая фаза - воспринятая несущественная информация как можно быстрее (в течение не более 20 секунд) отбрасывается, то есть вытесняется из памяти. Для этой цели память располагает превосходным механизмом, действие которого вам наверняка приходилось наблюдать. Приведем пример. Допустим, вы нашли в абонентной книге номер телефона и собираетесь позвонить, но в этот момент кто-то отвлек вас, задав вопрос. Ответив, вы хотите набрать номер и вдруг обнаруживаете, что он исчез из памяти. Вы огорчены своей, как вы полагаете, плохой памятью. Однако для беспокойства нет оснований. Вы не страдаете забывчивостью. Ваша реакция была вполне нормальной. Исследования показывают, что за время от 50 миллисекунд до полусекунды может быть воспринято не более 4 различных сообщений, если они получены одновременно. Если же информация поступает последовательно в быстром темпе, то может быть воспринято до 5-9 сообщений. Номер телефона, состоящий более чем из 5-9 цифр, запомнить очень трудно или даже невозможно, если не принять специальных мер, например, многократно повторить его. Если сразу после восприятия 5-9-значного номера, который до этого не был закреплен в памяти, воспринять какую-либо другую информацию, то последняя вытеснит его. Он через несколько секунд безвозвратно потеряется для памяти. Испытайте на себе действие механизма отбрасывания. Быстро прочитайте следующий ряд чисел, не запоминая их: 628472578894503145935732587983548612976489 Дойдя до конца ряда, вы, скорее всего, сможете припомнить не более 5-9 последних цифр. Предшествующие цифры были вытеснены из памяти последующими и таким образом отброшены. Для памяти они потеряны навсегда. Это значит, что в будущем вы никогда не сможете их вспомнить. Функция механизма отбрасывания состоит в том, чтобы вытеснять несущественную информацию и тем самым освобождать место для новой, существенной. Поскольку несущественная информация не запечатлевается и не повторяется, а новая информация активно воспринимается, первая не может закрепиться и неизбежно вытесняется из памяти. Благодаря этому внимание получает возможность относительно свободно концентрироваться на существенной информации. Итак, чтобы добиться высокой концентрации, необходимо научиться сознательно управлять механизмом концентрации и элиминирования. Я попытаюсь дать ряд советов, которые помогут вам в этом. Основные принципы концентрации
Ниже приводятся упражнения, которые помогут овладеть методом концентрации. Упражнения Упражнение 4: общее совершенствование концентрации Выберите в качестве объекта познания какую-либо вещь в вашей комнате, например картину. Постарайтесь в течение минуты выделить самые различные ее особенности. Действовать надо по определенной системе, скажем, следующим образом. Вначале опишите картину в общих чертах, отвечая на вопросы: что на ней изображено? кто ее автор? хороша ли рамка? и т.п. Затем изучите ее специфические особенности: рассмотрите отдельные детали, манеру их исполнения и т.д. Проделайте аналогичную работу с другими вещами, выбирая их в качестве объектов изучения; в каждом случае точно формулируйте познавательную цель. Постепенно увеличивайте время, затрачиваемое на упражнения. Наконец, попытайтесь, проводить эти упражнения в неблагоприятных условиях, например в условиях шума. Упражнение 5: визуальная концентрация Предлагаемый ниже рисунок служит для тренировки способности к визуальной концентрации. Установите, с какими буквами соединены расположенные внизу цифры. Упражнение 6: смена объекта концентрации При решении мыслительных задач в повседневной жизни нам приходится менять объекты концентрации внимания соответственно различным познавательным целям. Способность легко производить такую замену повышает продуктивность памяти. Предлагаемое упражнение служит для тренировки концентрации в условиях, когда объекты ее - различные стороны одного и того же изучаемого предмета - меняются. Прочитайте приведенный ниже текст и попытайтесь ответить на вопрос: в течение какого времени автор не пил ничего, кроме пива.
Прочитайте текст еще раз с целью установить, сколько раз встречается в нем буква "к". Подсчитайте, сколько раз встречается в тексте союз "и". Сколько строчек в тексте? Упражнение 7: сознательное отбрасывание информации Прочитайте следующие слова так, чтобы они не запечатлелись:
Чтобы исключить возможность закрепления этих слов, постарайтесь не повторять их мысленно. Далее, чтобы отбросить их, сразу же прочитайте и запомните следующие слова:
Запишите слова последнего списка и повторяйте их, пока не запомните. Теперь проверьте, помните ли вы слова первого списка. Если нет - значит, механизм отбрасывания сработал правильно. Проделайте аналогичные упражнения самостоятельно.
|
|
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|