Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||||||||||||
Франц Лёзер Тренировка памяти 7. Запечатление ...человеческий мозг может вместить так бесконечно
много, но иногда он вдруг переполняется мелочами. Запечатление как познавательный процесс Три особенности информации В двух предшествующих главах мы познакомились с особенностями процесса восприятия информации, узнали, как можно отбрасывать несущественную информацию и концентрироваться на существенной. Концентрация позволяет перерабатывать, усваивать и сохранять информацию в памяти. Однако для сохранения информации одной только концентрации недостаточно. Необходимо, прежде всего, чтобы эта информация запечатлелась. Казалось бы, все мы знаем как происходит запечатление информации. Ведь мы занимаемся этим с самого рождения. Чему же здесь можно еще научиться? Но можете ли вы рассказать, как человек осуществляет Запечатление? Скорее всего механизм и метод реализации этого процесса вам в значительной степени неизвестны. Наверняка вы строите его почти совершенно стихийно, не зная присущих ему закономерностей; это и приводит к значительному снижению продуктивности памяти. Попытаемся же проникнуть в тайны механизма запечатления. Начнем с выяснения вопроса: что такое запечатление? Запечатление - это фиксирование информации в памяти на основе установления познавательных связей между вновь поступающей информацией и информацией, хранящейся в памяти. Подобное определение может показаться сложным и поэтому требует разъяснения. С точки зрения тренировки памяти любая информация характеризуется тремя особенностями: смыслом (содержанием, значением), ассоциацией (связью с другой информацией) и структурой (формой). В качестве примера приведем следующую информацию: Карл Маркс умер в 1883 г. Ее смысл, или значение, заключен в самом содержании предложения. Ассоциацией является мыслительная связь с каким-либо образом, с которым мы соотносим смерть Карла Маркса. За структуру можно принять строение предложения. Соответственно этим трем особенностям информации возникают познавательные связи трех видов: смысловые, ассоциативные и структурные. Создание таких связей служит основой закрепления информации в памяти, то есть запечатления. Рассмотрим связи, которые можно установить для приведенной выше информации: Карл Маркс умер в 1883 г. Допустим, мы хотим установить смысловую связь между этой информацией и нашими знаниями. Для этого мы должны подумать, скажем, о значении Карла Маркса как основоположника марксизма-ленинизма и об исторической обстановке, которая существовала в момент его смерти, в 1883 г. Если мы захотим запечатлеть эту информацию с помощью ассоциативной связи, то можем, например, представить себе каменную плиту на могиле Карла Маркса на Хайгет-ском кладбище в Лондоне, на которой выбит год его смерти. Для того чтобы запечатлеть ту же информацию с помощью структурной связи, следует проделать синтаксический анализ предложения, то есть выделить подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени. Учитывая сказанное, естественно поставить вопрос: в каких случаях для запоминания целесообразно использовать связи того или иного вида? Выбор целесообразной связи При ответе на поставленный вопрос нужно исходить из следующего принципа: вид связи следует выбирать с учетом той особенности информации, которую надо запечатлеть. Если мы хотим запечатлеть смысл информации, то целесообразно создавать смысловую связь, если требуется запечатлеть ассоциацию информации или ее структуру, то нужно использовать ассоциативную или структурную связи соответственно. Одной из важнейших причин плохого запечатления информации часто бывает неправильный выбор связи. Так, очень трудно зафиксировать значение, или смысл, информации с помощью структурной связи. И не менее трудно запомнить структуру предложения путем запечатления его значения. Иначе говоря, целесообразный выбор познавательной связи оказывает решающее влияние на эффективность запечатления. Значительный интерес представляют полученные Н. К. Корсаковой данные о нарушениях в применении названных связей у больных, страдающих локальными поражениями головного мозга. В зависимости от того, функционирование какой области мозга нарушено в результате заболевания, человек лишается способности использовать те или иные связи. Например, при поражении правого полушария теряется способность к образованию структурных связей. Пытаясь запечатлеть номер телефона 6565130, больной, вместо того чтобы воспользоваться легко фиксируемой схемой 65-65-130, обращается к сложным и в данном случае запутывающим смысловым связям, что сильно снижает продуктивность памяти. Следует, конечно, учитывать, что иногда требуется запечатлеть две или
даже все три особенности информации. Тогда, очевидно, надо строить связи
двух или трех видов. 5 7 8 2 9 7 1 6 Попытка запомнить его, не прибегая к построению структурной схемы, сопряжена со значительными усилиями. Но если представить этот номер, скажем, в виде 57-829-716, то запомнить его на короткое время будет значительно легче. Запечатление на длительное время, которое требует большего мыслительного труда и протекает медленнее, можно обеспечить с помощью смысловых связей. При этом как бы в качестве поддержки можно использовать ассоциативные и структурные связи. Итак, чем целесообразнее строятся познавательные связи, чем более полно отражаются в них особенности информации, тем прочнее запечатление. Связи должны быть релевантными С помощью описанных связей мы организуем информацию в нашей памяти и включаем ее в информационную сеть памяти. Но здесь - подобно тому, как это имеет место в наших книжных шкафах - может господствовать как порядок, так и беспорядок. Беспорядок осложняет и запечатление, и припоминание. Иногда мы испытываем, например, трудности при упорядочении новой информации, поскольку не знаем, как ее связать с имеющимися знаниями. Запечатление такой информации происходит с большим трудом, что свидетельствует об "организационных неполадках" в информационной сети, препятствующих включению в нее новой информации. Неправильное же включение информации нередко осложняет воспроизведение (припоминание), так как затрудняет ее поиски в памяти. Напротив, наличие порядка в информационной сети обеспечивает высокую продуктивность запечатления и припоминания. Естественно возникают вопросы: каковы принципы упорядочения нашей памяти? каким требованиям должны отвечать организация новой информации и установление с ней связи, чтобы обеспечить высокую продуктивность памяти? Память - это отражение объективной реальности, преломленное через интересы и познавательные возможности индивида. Поэтому и принцип упорядочения памяти определяется закономерными связями, существующими в объективной реальности и преломленными через интересы и познавательные возможности индивида. Соответственно мы можем представить память как информационную сеть, состоящую из множества смысловых, ассоциативных и структурных связей, запечатленных индивидом под влиянием его интересов и на основе его познавательных ресурсов. Поэтому для правильного включения новой информации в информационную сеть требуется, чтобы выбираемые связи были не только, как уже говорилось, целесообразными, но и релевантными. Релевантными называют такие связи, которые обеспечивают включение новой информации в область информационной сети, соответствующую закономерностям этой информации, нашим интересам и познавательным возможностям. Так, информацию о смерти Карла Маркса надо подключить к информации о марксистско-ленинском учении, а не туда, где хранятся рецепты приготовления пирожных; информацию же о дне смерти Карла Маркса целесообразно ассоциировать, например, с представлением о каменной плите на его могиле, но не с последним футбольным матчем. Важное значение имеет релевантность и при выборе структурных связей. Позднее, знакомясь с упражнениями, приведенными в конце этой главы, вы увидите, что имеется несколько способов структурирования, например расположение в алфавитном, порядке (А, Б, В и т. д.), ранжирование (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо). Если информация должна быть запечатлена в алфавитном порядке, то релевантным будет именно алфавитный порядок, а не ранжирование. Иначе говоря, для обеспечения высокой продуктивности запечатления вновь поступающая информация должна связываться не с любыми нашими знаниями, а с релевантными. Основные принципы запечатления информации
Приведенные ниже упражнения помогут вам усвоить принципы запечатления. Выполняя упражнения, не забывайте использовать также уже знакомые вам методы восприятия и концентрации. Упражнения Упражнение 8: построение смысловых связей Это и последующие упражнения помогут вам осуществлять запечатление информации осознанно и тем самым более эффективно благодаря построению целесообразных и релевантных связей. При этом вы должны упражняться в построении смысловых связей, т. е. соотносить смысл некоторой информации с уже известной вам. Предположим, вы хотите запечатлеть такую информацию: Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловая связь может быть следующей: Альберт Эйнштейн является одним из величайших физиков, потому что он создал теорию относительности. Вы соотнесли здесь запоминаемую информацию с вашим знанием о том, что Эйнштейн создал теорию относительности. При построении смысловых связей ставьте перед собой вопросы: в чем состоит смысл информации? что вам известно о ней? в какую область ваших знаний ее целесообразно включить? Чем глубже вы будете задумываться над этими вопросами, тем разностороннее окажутся связи и тем прочнее запечатление. Образуйте несколько смысловых связей для каждого из приведенных ниже высказываний. Выбирайте только релевантные связи. Пытайтесь целиком концентрироваться на построенных связях. Повторяйте их неоднократно и старайтесь при этом возможно полнее использовать анализаторы (наглядное представление, проговаривание вслух, запись, хождение взад-вперед и т. д.).
Упражнение 9: построение ассоциативных связей Способность человека устанавливать ассоциации безгранична. Ассоциативные связи образуются без особого труда и относительно легко вытесняются, поэтому они наиболее целесообразны при кратковременном запечатлении. Они применимы также в тех случаях, когда не удается построить смысловые связи или когда последние требуется "поддержать" ассоциациями. Образование ассоциативных связей часто выражается в том, что новая информация мысленно связывается с уже имеющимися представлениями. Допустим, вы хотите ассоциативно связать понятия "Луна" и "масло". Эту связь можно установить, представив, например, что на Луне лежит кусок масла. Следует отметить, что чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запечатляется. Поупражняйтесь в образовании ассоциативных связей, пытаясь соотнести пятью разными способами следующие понятия:
Проделайте аналогичные упражнения, используя различные слова и понятия, с которыми вы сталкиваетесь в вашей повседневной жизни. Свяжите, например, имена или лица ваших знакомых с определенными свойствами, переживаниями или ситуациями. Ассоциативное запечатление весьма эффективно, когда одновременно устанавливаются зрительные, слуховые и осязательные ассоциации. Упражнение 10: образование структурных связей Информацию, для которой трудно образовать смысловые и ассоциативные связи (ряды чисел, изолированные или непонятные факты и т. п.), часто помогают запечатлеть структурные связи. Например, для запоминания числа 683429731 можно воспользоваться простой группировкой: 683-429-731. Перечислим некоторые виды структурных связей:
чтоб муки памяти преодолеть, рациональным методом ты должен овладеть. Примените перечисленные структурные связи для запечатления следующих слов:
Для этого расположите слова в алфавитном порядке, разбейте их на группы, проранжируйте. Чтобы запечатлеть следующие слова и выражения, образуйте слова из их
начальных букв: Запомните следующие слова с помощью рифмы:
Интенсивность запечатления увеличится, если вы будете использовать связи всех трех видов - смысловые, ассоциативные и структурные - одновременно. Так, группировка числа 5653 по следующей схеме: 5-6-53 может означать, скажем, день рождения кого-то из ваших друзей и вместе с тем ассоциироваться с каким-либо событием в вашей жизни. С помощью этих трех связей вам удастся прочно закрепить данное число в памяти. Попрактикуйтесь в построении разнообразных связей при выполнении вашей повседневной работы, сознательно выделяя целесообразные и релевантные связи для запечатления нужной информации. Используйте при этом уже описанные методы восприятия и концентрации.
|
|||||||||||||||||||||||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||||||||||||||||||||||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||||||||||||||||||||||