Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы | |
"Выход" нервной клетки. Длинное волокно нервной клетки. Длина очень разная, от десятых долей миллиметра до десятков сантиметров. Последовательность действий, ведущих к закреплению в мозге связей между зрительными образами или к формированию постоянных рефлекторных связей. Повторение в мнемотехнике осуществляется только путём припоминания. Включает в себя три способа мысленного повторения: просмотр в воображении опорных образов и основ ассоциаций, повторение с полной расшифровкой, повторение с применением приемов мысленной прорисовки и проговаривания. Понятие "повторение" отличается от понятия "повторное восприятие". При восприятии информация поступает в мозг, при повторении - из мозга. Нарушение способности запоминать. Мозг не может образовывать новые связи, но старые связи припоминаются. В основном поражение нервных клеток гиппокампа, которые заменяются белком и перестают функционировать. Причина неизвестна. Механизм - скорее всего, нарушение системы обратной связи в анализаторе, что ведет к невозможности синхронизации одновременно работающих нервных клеток. Временная или постоянная потеря способности вспоминать. Амнезии чаще всего связаны с резким изменением функционального состояния организма, с нарушением в работе воспринимающих систем мозга. Временные амнезии могут быть обусловлены резкой сменой режима питания или даже перепадами атмосферного давления: "...Помню только, что стены с обоями"(В.Высоцкий). Постоянные амнезии могут быть вызваны травмами мозга, путем внушения в гипнотическом состоянии. Формы амнезий весьма разнообразны, их изучением занимается нейропсихология. Часть мозга, отвечающая за восприятие и переработку определенных химических или физических сигналов (свет, звук, тепло, вкус, запах, речь, музыка, вибрация и др.) Наиболее изучен зрительный анализатор, состоящий из сетчатки глаза, зрительного тракта, наружного (латерального) коленчатого тела, зрительной радиации, первичной зрительной коры (зоны 17, 18). Автоматическая "прокрутка до конца" последовательности рефлекторных реакций, зафиксированных в мозге. Начавшаяся цепочка реакций реализуется автоматически и стремится к своему завершению. В частности, под антиципацией понимается узнавание фраз по их части: "Прекрасная пора..." Ассоциативного припоминания эффект Припоминание всегда осуществляется по ассоциации с чем-либо. То есть, для припоминания всегда нужен стимул. Стимул может поступить в мозг извне, от органов тела, из самого мозга. При восприятии одного элемента ранее созданной связи в воображении возникает вся ассоциация целиком. Мнемонист использует внутреннюю систему стимуляции, искусственно созданную последовательность опорных (стимулирующих) образов. По ассоциации припоминаются не только зрительные образы, но и слова, предложения. Комбинация зрительных образов, кодирующих элементы одного информационного сообщения. Ассоциация может включать в себя от двух до шести образов и состоит из основы (большой образ) и элементов (средние образы), которые связываются с разными частями основы. В одной ассоциации фиксируется одно информационное сообщение. Например, одна историческая дата или один телефонный номер. Установленное соответствие согласных букв русского алфавита цифрам. Одной цифре соответствуют две согласные буквы: 0 - НМ; 1 - ГЖ; 2 - ДТ; 3 - КХ; 4 - ЧЩ; 5 - ПБ; 6 - ШЛ; 7 - СЗ; 8 - ВФ; 9 - РЦ. Фиксация связей между двумя зрительными образами путем их соединения в воображении, либо путем восприятия соединенных образов. Время фиксации связи - несколько секунд (3-6 сек.). При усиленной тренировке - меньше секунды. Однократно созданная в воображении связь между двумя образами сохраняется в мозге примерно в течение одного часа. Для длительного сохранения связи, её необходимо закрепить путем многократного припоминания (просмотра в воображении). В этом случае связь может быть сохранена в мозге пожизненно. Видоизменение образа (мыслительная операция) С одним словом в мозге связаны разные зрительные образы. Смысл операции - подбор разных образов под одно слово. "Машина" - стиральная, легковая, грузовая, швейная, печатная, полиграфическая и т.д. Внимание (психический процесс) Селекция (отбор) поступающей в мозг информации. Внимание характеризуется несколькими свойствами, главное из которых - устойчивость внимания, способность длительное время удерживать в воображении зрительные образы. Автоматическое реагирование на разнообразные стимулы, например, на громкий звук или вспышку света. Состояние, при котором внимание легко удерживается на мысленных операциях, при этом длительное время не наступает утомления мозга. Внимание постпроизвольное достигается путем постепенного увеличения нагрузки на мозг, путем постепенного увеличения объема запоминаемой и припоминаемой за один раз информации. Сознательное сосредоточение на выполняемом физическом или умственном действии. Комбинация приема "Цепочка" и приема "Выделение частей образа". Применяется при запоминании сложных текстовых отрывков, содержащих большое количество точных сведений. Смысл приема заключается в том, что любые образные коды, встречающиеся в тексте, запоминаются изолированно. Это обеспечивает надежное сохранение в мозге точных сведений из текстов. Процесс моделирования прошлого, настоящего, будущего на основе психических процессов "Представление" и "Мышление". Например, вы представляете обобщенный образ чашки ("Представление") и начинаете видоизменять её, меняя цвет, форму, раскраску ("Мышление"). Процесс рефлекторного преобразования воспринимаемой речи (текста) в пространственно организованные комбинации зрительных образов в воображении. Обеспечивает понимание устной речи и текстов. Например, фраза "В корзинке лежит кошка" понимается потому, что мозг создает в воображении пространственно организованную "картинку". Если слова не вызывают образного отклика в мозге, человек не понимает слова и состоящие из них предложения. Вращение образа (мыслительная операция) Вращая образ в воображении, можно рассматривать его с разных сторон и считывать (записывать) другие связи. Тренировка операции "Вращение образов" приводит к появлению луцидных (управляемых) сновидений, когда человек способен сознательно управлять образами, видимыми во сне. Время фиксации рефлекторной связи Долго. В течение нескольких дней (3-4 дня). При этом клетки, между которыми должна быть образована такая связь, должны периодически работать в течение этого времени. Рефлекторные связи могут быть установлены как между клетками разных анализаторных систем (в ассоциативных зонах коры головного мозга), так и между клетками одной анализаторной системы (соединяются вставочные нейроны, образуя автоматизированную последовательность реакций на стимул). При запоминании слов и фраз образуются рефлекторные связи как в пределах одного (речевого) анализатора, так и между речевым и зрительным анализаторами. В первом случае обеспечивается автоматическое воспроизведение последовательности слов. Во втором случае - понимание слова (автоматическое появление в воображении зрительных образов, соответствующих словам). Время фиксации связи в электрической памяти Очень быстро, в пределах нескольких секунд. Это значит, что можно последовательно запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого образа (слова, числа) в течение 3-6 секунд. Врожденная неустойчивость внимания Самопроизвольное переключение внимания. Различают 4 группы людей по врожденной неустойчивости внимания. От очень устойчивого (могут представлять один образ несколько минут), до крайне неустойчивого (через пару секунд образ самопроизвольно исчезает из воображения и заменяется чем-то другим). Врожденная неустойчивость внимания - главная проблема при запоминании. Тренировка устойчивости внимания в мнемотехнике направлена, прежде всего, на преодоление неустойчивости внимания. Понятие относится к рефлекторной дуге. Нервные клетки соединяются между собою посредством вставочных нейронов. Благодаря образованию связей между вставочными нейронами нескольких рефлекторных дуг один стимул способен запустить целую серию реакций (программу поведения). Эти реакции могут быть реализованы в виде видимой мышечной активности (например, речь), либо могут быть "проиграны" в воображении (идеомоторный уровень), при этом мышцы сокращаются с очень маленькой, незаметной для глаза амплитудой (например, внутренняя речь). Выделение отличительного признака Используется для запоминания людей, автомобилей, картин, иллюстраций и других объектов. Смысл приема заключается в выделении из картинки наиболее типичной части образа. Например: работает дворником - метла, работает медсестрой - шприц. Информация о человеке фиксируется на выделенном отличительном признаке. У отличительного признака три функции: о.п. напоминает конкретного человека; к о.п. привязывается дополнительная информация; несколько о.п. легко запомнить последовательно. Выделение подобразов (частей образа) Мыслительная операция, смысл которой - выделение частей образа и представление их в воображении отдельно от других образов. С частями образа обычно соединяются образные коды и другие элементы ассоциации. Выделение подобразов всегда осуществляется в одинаковом порядке - сверху вниз или слева направо. Обычно в одном образе выделяется пять образов. Например, в образе "Ворона" можно выделить следующие части: клюв, глаз, крыло, лапы, хвост. Генерация информации (припоминание) Процесс воссоздания информации мозгом. Мозг создает образы и движение путем комбинации большого набора простейших элементов. Информация генерируется по поступающим в мозг стимулам и по зафиксированным в мозге процессом "память" связям. Электрические (резонансные) связи между группами нервных клеток. Если связаны несколько образов, то стимулом может быть любой из этой связки. Реакция - появление в воображении всех образов связки. Это важнейшее отличие электрической памяти от рефлекторной (жестко автоматизированной и однонаправленной). "Вход" нервной клетки. Длина - маленькая. Обычно нервная клетка содержит большое количество дендритов. Дирекциональная избирательность нервных клеток Выборочная реакция нервных клеток на совершенно определенный стимул. Клетка, генетически настроенная на вертикальную линию будет реагировать только на вертикальную линию. По современным данным существуют клетки, реагирующие на определенные пространственные частоты. Понятие дирекциональной избирательности является важнейшим для понимания механизмов памяти. Связи, созданные мозгом непроизвольно (автоматически) при восприятии соединенных образов или других сигналов, поступающих в мозг в один момент времени. Закрепление связей в мозге (четвертый этап запоминания) Связи, созданные в электрической памяти, быстро стираются (в течение одного часа). Для их закрепления необходимо припоминать вновь запомненные образы по определенной системе (метод "Активного повторения"). Закрепленная последовательность образов Для формирования систем опорных образов можно использовать "заготовки" из коротких последовательностей произвольных образов. Это позволяет радикально решить вопрос: "А где мне взять много опорных образов?" Опорными образами могут быть любые образы. Как правило, последовательность произвольных образов состоит всего из 5-ти образов. Запоминание - это сознательное образование связей между значимыми элементами информации. Чтобы процесс образования связей (запоминание) стал возможным, элементы информационного сообщения следует преобразовать в зрительные образы, удобные для соединения (связывания) в воображении. Запоминание (в общем смысле слова) Процесс накопления в мозге системы связей, по которым мозг генерирует информацию (образы, слова, телефонные номера и т.п.). Запоминание осуществляется на основе согласованного взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления. Нарушения в работе любого из перечисленных психических процессов может сделать запоминание невозможным, даже если процесс "память" будет исправен. Запоминание в алфавитном порядке В качестве первого уровня в системе опорных образов используются образные коды букв алфавита. К ним привязываются короткие последовательность произвольных образов, на которых фиксируются нужные сведения, закодированные в ассоциации. Естественное запоминание взаимосвязанных зрительных образов, одновременно воспринятых сигналов (разных анализаторных систем), последовательности рефлекторных реакций (фраза, танцевальные движения и пр.) Для естественного запоминания связей необходимо многократное восприятие информации. Непроизвольно запоминаются лишь маленькие объемы информации (несколько фраз, один телефонный номер, 5 иностранных слов). Непроизвольное запоминание не гарантирует сохранения информации в мозге длительное время, так как без сознательного повторения (путем припоминания) связи будут очень быстро разрушены. Запоминание под порядковыми номерами Порядковыми номерами могут служить 100 образных кодов двузначных чисел или 1000 образных кодов трехзначных чисел. Практически не применяется, но может быть использовано в тренировочных упражнениях, в частности для заучивания самих образных кодов (порядковых номеров). С образному кодом числа можно связать любой другой образ, обозначающий слово или другое число. Запоминание под порядковыми номерами целесообразно использовать в трёх случаях: при выполнении тренировочных упражнений, для временного запоминания, а также для показа разных фокусов с памятью. При запоминании на порядковые номера новой информации (образов), ранее записанные на них образы будут стираться. Запоминание последовательности (третий этап запоминания) Каждое информационное сообщение фиксируется в мозге в виде искусственной ассоциации. Ассоциации можно запоминать последовательно двумя способами: фиксация каждой ассоциации на заранее подготовленном опорном образе; связь ассоциаций непосредственно между собой путём соединения основ ассоциаций (прием "Матрешка"). Сознательное, но не контролируемое запоминание. Обязательный компонент - проверка результата запоминания. Например, заучивание стихотворения обычным способом (зубрежкой). Полностью контролируемое запоминание и припоминание, осознание механизмов запоминания, освоение специальных приемов запоминания. Значимые части информационного сообщения Простейшие элементы информации, подлежащие запоминанию. Значимые части не могут быть искажены и должны припоминаться абсолютно точно. Например, в информации "12 октября 1492 Христофор Колумб открыл Америку", значимыми элементами являются: 12, октябрь, 492, Колумб, Америка. Состоит из глаза, зрительного тракта, наружного коленчатого тела (НКТ), зрительной радиации, первичной зрительной коры. Разбивает воспринимаемую картинку на пространственные частоты (НКТ) и выделяет контуры по перепадам яркости (зрительная кора). В высших отделах мозга вновь собирается целостный образ, но из выделенных частей. Что-то вроде трассировки в программе Corel. Мысленная "прогонка" последовательности простых движений: мысленная печать на клавиатуре компьютера, мысленное повторение танцевальных движений, мысленное проговаривание фраз и слов и пр. С помощью идеомоторной тренировки в мозге закрепляются последовательности рефлекторных (автоматических) реакций. Мысленное повторение специально запомненных фраз на иностранном и родном языках также относится к идеомоторной тренировке. В процессе идеомоторной тренировки (мысленного повторения движений) происходит формирование автоматической программы реагирования. Движения, незаметные для глаза, осуществляемые с очень маленькой амплитудой. К идеомоторным движениям следует отнести и внутреннее говорение. Идеомоторные движения используются в идеомоторной тренировке. В мнемотехнике таким образом закрепляются новые иностранные слова и фразы, запоминаемые дословно. По правилам системы запоминания "Джордано" любые образные коды нельзя соединять между собою. Образные коды запоминаются на части другого образа, не являющегося образным кодом. Принцип изоляции образных кодов заложен в основной способ запоминания в системе "Джордано" - в прием образования ассоциативной связи. Изоляция образных кодов позволяет надежно запоминать информацию с часто повторяющимися элементами. Например, десятки и сотни телефонных номеров, в которых повторяются двузначные и трехзначные числа. Способность мозга опознавать объект по нескольким характерным признакам и даже по части признака. Например, мы способны узнать букву "А", написанную разным почерком, печатную или рукописную, наполовину закрытую. Совокупность мыслительных программ, алгоритмов действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Интеллект понятие количественное. Чем больше алгоритмов "заложено" в мозге, тем выше интеллект. Если вы успешно решаете тесты Айзенка, то это не значит, что так же успешно вы будете решать другие задачи (например, задачу на запоминание). Тесты Айзенка косвенно тестируют исправность психических процессов. Гораздо более полную информацию о психических процессах можно получить с помощью нейропсихологического тестирования (тесты А.Р.Лурия). Несколько взаимосвязанных простейших элементов. Например: 12 октября 1492 года - Христофор Колумб открыл Америку. Данное информационное сообщение состоит из пяти элементов, подлежащих запоминанию (соединению в воображении). Несколько ассоциаций, соединенных друг с другом непосредственно, по своим основам. Как правило, в информационный блок собираются однотипные сведения: хронологическая таблица, список телефонных номеров и пр. Запоминание информации в виде информационных блоков позволяет значительно сократить количество вспомогательных (опорных) образов. Комбинация простейших элементов. Из ограниченного набора простейших элементов можно получить большое количество сочетаний - разной информации. Так, комбинируя трехзначные и двузначные числа, вы можете получить огромное количество разных телефонных номеров. Информация аналогична разным веществам, получаемым путем соединения ограниченного набора элементов таблицы Менделеева. Рефлекторные связи между нервными клетками, электрические (резонансные) связи между нервными клетками. Образы, слова, телефонные номера, исторические даты, движение и т.п. Мозг генерирует такую информацию на основе зафиксированных связей, при наличии стимулов, запускающих процесс генерации (припоминания). Информация, как продукт деятельности мозга Информация, не существующая в природе, создаваемая мозгом. Слова, образы, музыка, движение. Создается (генерируется) мозгом по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Комбинация зрительных образов, в которых закодированы элементы запоминаемой информации. В ассоциации выделяется основа - главная часть информации, и элементы - другие части информации. Понятие искусственной ассоциации отличается от понятия "Соединение двух образов". Ассоциация, как правило, состоит не более чем из шести образов (включая основу). Ассоциация создается путем последовательного соединения в воображении пар образов. Каналы воссоздающего воображения Два канала. Канал рефлекторного преобразования слов в зрительные образы: слово "книга" - зрительный образ книги. Канал пространственных операторов: предлоги, падежные окончания, суффиксы, глаголы, прилагательные. Обеспечивает пространственную организацию образов в воображении: НА столЕ ЛЕЖИТ книга. Эта характеристика отражает количество правильных ответов данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы правильно вспомнили 90, то качество вашего запоминания равно 90%. Техника запоминания, берущая начало с работы неизвестного автора учебника риторики Ad Herennium (около 86 года до н.э.). Классическая мнемоника основана на преобразовании элементов запоминаемой информации в зрительные образы. Зрительные образы, обозначающие имена, даты, отрывки текста связываются с заранее подготовленной последовательностью опорных образов (loci). Классическая мнемоника ориентирована на последовательное запоминание основных положений речи, доклада. Использовалась как инструмент, позволяющий ораторам и священникам запоминать длинные речи и проповеди. Кодирование (первый этап запоминания) Процесс преобразования элементов запоминаемой информации в зрительные образы. Кодирование информации в образы - это подготовка к запоминанию, перевод информации на язык мозга. Используется для запоминания новых азбук. Для последовательного запоминания произношения звуки азбуки кодируются образами, названия которых содержат в себе нужный звук. А - Арбуз, КИ - КИнжал, КА - КАрты и т.д. Образные алфавиты, используемые сейчас в детских садах и в начальной школе, впервые описаны в литературе по мнемотехнике (см. "История мнемотехники"). Применяется для запоминания новых азбук, конкретно для запоминания знаков, обозначающих определенные звуки. Знак разбивается на части, каждая часть преобразуется в зрительный образ. Затем образуется ассоциация, в которой основой является образ, обозначающий звук, а элементами - образы, обозначающие элементы начертания знака. Кодирование в образы цифрового ряда Цифровой ряд любой длины считается информационным сообщением и принудительно разбивается на элементы - двузначные числа, трехзначные числа, или их комбинацию. Деление цифрового ряда на однозначные или четырехзначные числа - нецелесообразно. 5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2 5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2 К слову, не вызывающему образ в воображении, подбирается похожее по звучанию слово, но имеющее связь с образом в мозге. Пример: фактор (трудно подобрать образ) - трактор (образ возникает сам). Набор унифицированных приемов, позволяющих быстро преобразовывать в зрительные образы элементы запоминаемой информации. Нарушение способности запоминать. Мозг не может образовывать новые связи. Множественное поражение нервных путей. Связывают с регулярным употреблением алкоголя. Впервые описан С.С.Корсаковым (1854-1900). Любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами. Словосочетание "логическая связь" - это "масло масляное". Связь не может быть не логической. Но она может быть правильной или ложной. Мозг одинаково хорошо запоминает как верные связи, так и ложные. В Советском Энциклопедическом Словаре (издание 4, 1987 г.) словосочетание "логическая связь" отсутствует, но здесь приводится и разъясняется, так как авторы многих книг о развитии памяти используют словосочетания "логическая связь", "логически связанная информация", "логически не связанная информация" в своем собственном, оригинальном толковании. Логически не связанная информация (отдельные информационные элементы) Отдельные простейшие информационные элементы, никак не связанные между собою. Примером такой информации могут быть: последовательность цифр, слов, слогов, букв. Логически не связанная информация не имеет смысла (связей), она бессмысленна. Если последовательность цифр четко определена и относится, например, к сейфу, это уже следует называть логически связанной информацией. Мнемотехника позволяет запоминать как логически связанную информацию, так и логически не связанную. Для запоминания логически не связанной информации (цифрового ряда) принудительно вводятся образы (опорные образы), с которыми могут быть образованы связи. Логически связанная информация (информация) Информационное сообщение, состоящее из двух или более элементов, имеющих связь. Примером логически связанной информации может быть телефонный номер или историческая дата. Связи, не соответствующие истинным связям в реальности. Например: если снег бросить в огонь, то он превратится в лед. Ложные связи проникают в мозг в большом количестве из-за невозможности каждый раз проверять истинность информации, содержащейся в книгах. Проверка истинности связей весьма сложный вопрос, так как даже официальные издания содержат большое количество ложных связей (учебники для вузов, энциклопедии, СМИ). Когда нет возможности проверить истинность информации опытным путем, информацию можно проверить по нескольким независимым источникам (десяток разных учебников по одной учебной дисциплине). Луцидные (контролируемые) сновидения Парапсихологическое понятие. Обозначает управляемые (контролируемые) сновидения. Луцидные сновидения непроизвольно возникают у людей, активно занимающихся мнемотехникой, активно тренирующих визуальное (образное) мышление. У нетренированного человека при засыпании резко изменяются ощущения от тела, что ведет к блокировке сознания - системы связей, "завязанной" на привычную стимуляцию. Благодаря созданию в мозге большого количества хорошо закрепленных вспомогательных опорных образов, удается "протащить" сознание в сон. Опорные образы служат своеобразным мостиком, связывающим "ночной" пласт памяти с "бодрствующим" пластом памяти. Благодаря этому человек получает возможность управлять образами сна так же, как это происходит с обычными образами в воображении в бодрствующем состоянии. В луцидных сновидениях нет ничего магического. Непонятно, почему этот вопрос изучает парапсихология, а не психология. Используется для непосредственного соединения двух ассоциаций по основам (крупные образы ассоциаций). В каждой соединяемой паре один образ большой, а другой - маленький. Основной смысл соединения образов этим приемом - оставить большой образ свободным для записи на него других образов. Прием "Матрешка" стабилизирует образы в воображении при их припоминании. Ассоциации автоматически не срабатывают, пока вы сознательно не примените операцию "Увеличение образа". Время образования связи составляет несколько дней (3-4 дня), при условии активного припоминания (воспроизведения) информации. При образовании рефлекторных связей нервные клетки соединяются между собою непосредственно, путем образования области синапса. Рефлекторные связи могут образовываться в ассоциативных зонах коры головного мозга (между разными анализаторными системами - связь образа и слова), либо в пределах одного анализатора (речевой анализатор - запоминание фразы, предложения). В мнемотехнике рефлекторные связи образуются путем сознательного припоминания нужных сведений, предварительно зафиксированных в мозге с помощью зрительных образов (быстрая фиксация связи). Примером рефлекторной связи может быть связь числа и его образного кода. Качество образования рефлекторных связей тестируется по скорости узнавания информации, следующей в случайном порядке. Если связь образована, то при восприятии числа соответствующий ему зрительный образ появляется в воображении рефлекторно, автоматически. Образование рефлекторной связи между словом и зрительным образом - главная задача при запоминании новых иностранных слов. Медленная синаптическая передача Многие нервные клетки мозга способны продолжать генерировать импульсы после прекращения действия стимулирующих сигналов. По-видимому, это явление лежит в основе речевой-эхо памяти, благодаря которой человек способен повторить только что услышанную фразу или несколько чисел. В академической психологии это явление называется кратковременной памятью. Объем эхо-памяти (кратковременная память в речевом анализаторе) проверяется тестом Джекобса. Метапамять (запоминание сверхпроизвольное) Полностью контролируемое запоминание, осознание механизмов запоминания, освоение специальных приемов запоминания (мнемотехники). Последовательность нескольких простейших приемов запоминания, заученных до автоматизма. Например, "Метод наводящих ассоциаций" состоит из последовательности нескольких простейших операций: штат Висконсин - разбить на слоги: вис + кон + син; каждый слог достроить до слова: ВИСки + КОНфета + СИНька; выделить основу будущей ассоциации: бутылка виски; в основе выделить две части: пробка и наклейка; образовать связь между образами "пробка" и "конфета"; образовать связь между образами "наклейка" и "синька"; представить всю ассоциацию целиком: бутылка виски, а на её частях конфета и синька. Человек, обученный технике запоминания (мнемотехнике, мнемонике). Аналогия: читатель - человек, обученный чтению. Система внутреннего письма. Основана на прямой записи информации в мозг (информация для мозга - связи) путем сознательного образования в воображении связей между образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Многоуровневые системы опорных образов В системе "Джордано" применяются многоуровневые системы опорных образов. По аналогии с компьютером, создание системы опорных образов - это определенный способ предварительного форматирования свой памяти. В зависимости от целей запоминания создаются разные системы опорных образов. Первый уровень - это аналог корневого каталога, через который вы выходите на другие уровни. Последний уровень - это конечные опорные образы, к которым привязываются ассоциации (в ассоциациях закодирована конкретная информация). Промежуточные уровни - вспомогательные, обеспечивающие перемещение в воображении по системе опорных образов. Мышление (психический процесс) Сознательные операции со зрительными и другими образами в воображении. Под словом "образ" в психологии понимаются представления разных анализаторных систем, не только зрительные образы. Например, можно мыслить визуально, манипулируя в воображении зрительными представлениями. Можно мыслить музыкальными звуками, создавая в воображении аранжировку музыкальной пьесы. Можно мыслить двигательными представлениями, представляя последовательность движений. Мнемотехника использует в основном визуальное мышление (мышление зрительными образами), так как именно зрительными образами любой человек способен легко управлять в своем воображении. Генерация образов в воображении под воздействием речи или других внешних сигналов. Когда вы слушаете лекцию, вашим воображением управляет лектор. То же - чтение книги, просмотр кинофильма. Мышление опосредованное (речевое) Управление образами в воображении с помощью внутренней речи, с помощью заученных до автоматизма фраз. В данном случае задействуется механизм воссоздающего воображения - рефлекторные связи слов со зрительными образами. Примером такого опосредованного мышления может быть создание ассоциации путем придумывания и запоминания короткого предложения (метод рассказа): "ворона села в лужу и начала клевать камень". Гораздо проще и быстрее связать нужные образы в воображении непосредственно, без проговаривания фразы. Такие методы запоминания (с помощью опосредованного речевого мышления) возникли из-за неверного понимания бестолковыми учениками описания ассоциаций преподавателями мнемотехники. Ведь чтобы передать комбинацию образов другим людям, образы необходимо перевести в слова. Но это не значит, что нужно запоминать с помощью слов и фраз! Сознательное управление образами в своем воображении. Например, перебор в памяти списка телефонных номеров, закодированных в ассоциации. Сознательные операции по запоминанию и закреплению информации. Решение задач. Непосредственные манипуляции зрительными (и другими) образами в воображении, без использования внутренней речи. Применяется для кодирования в ассоциации новых терминов, понятий, названий. Речевой анализатор запоминает новые слова крайне медленно (в среднем по 5 слов в день). С помощью зрительных образов можно последовательно запомнить сотни новых слов в день. Первоначально вспоминаются ассоциации, которые подсказывают (наводят) произношение слова. МНА включает в себя свободную комбинацию следующих 5-ти приёмов кодирования: прием символизации, прием кодирования по созвучию, прием образования слова по слогу, прием привязки к хорошо знакомой информации, прием образования ассоциации. Автоматизация мыслительных действий, с помощью которых осуществляется сознательное запоминание информации. Способность быстро кодировать элементы запоминаемой информации в зрительные образы и ассоциации. Способность быстро создавать связи между образами. Наличие в памяти системы образных кодов и систем опорных образов. Умение закреплять информацию в памяти путем мысленного просмотра. В системе "Джордано" разработан тест для определения навыка запоминания (тест "Мастер запоминания"). Тестирование проводится на образных кодах двузначных чисел (чтобы исключить длительный процесс кодирования информации в образы: предполагается, что двузначные числа преобразуются в образы очень быстро, рефлекторно). Количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Например, через 2 месяца. Надежность запоминания отражает вашу способность сохранять информацию в памяти. Если вы на контрольном тесте по английскому языку воспроизвели все иностранные слова и получили оценку "пять" - это ни о чем не говорит. Скорее всего, через несколько дней вы забудете все эти слова, если не умеете закреплять новую информацию. Слово, обозначающее реку, город, страну, штат, растение, животное и пр. То есть, конкретный объект в группе похожих объектов. С точки зрения запоминания мнемоническими методами, названия не имеют толкования (разъяснения). Для их запоминания достаточно запомнить произношение слова. Пример: штат Висконсин --- вис + кон + син. Образуется ассоциация: ВИСки (основа) + КОНфета (элемент) + СИНька (элемент). Широко распространенные приемы запоминания. Им обучают в детском саду, школе, институте. Одним из примеров может быть способ запоминания музыкальных интервалов с помощью хорошо известных мелодий. Например, интервал кварта запоминается по первым двум нотам гимна России (До - Фа). Запоминание последовательности цветов радуги - каждый охотник желает знать, где сидят фазаны, - ещё один пример широко известных приемов запоминания. Прием символизации распространен так широко, что многие о нем даже не задумываются (дорожные знаки, иконки на мониторе компьютера и т.п.). Применяются для создания систем опорных образов. Этот прием не обеспечивает четкого запоминания последовательности. Поэтому его применение ограничено. В любом объекте человек может выделить несколько внутренних частей. Приёмник: печатная плата, динамик, провода, батарейка, микросхема. Информация, записанная на невидимых частях образа, оказывается как бы в контейнере и может легко перемещаться по системе опорных образов (перегруппировка информации в памяти), запоминаться приемом "Цепочка". Нервная клетка, состоящая из дендритов (входные отростки), тела нейрона и аксона (выходной отросток). Нейроны связываются между собою посредством синаптических связей, либо посредством электрических резонансных связей. Непосредственного припоминания эффект Первоначально информация запоминается путем преобразования элементов в зрительные образы и образования связей между ними. Например, телефонный номер хранится в мозге в виде ассоциации. Если вы будете использовать информацию, то телефонный номер будет возникать в воображении непосредственно в виде цифр. Связи между зрительными образами, которые обычно не встречаются в реальности. Например: яичница с гвоздями, или бутерброд с шайбой. С точки зрения запоминания, мозгу совершенно безразличен факт привычности или непривычности. Процесс "память" реагирует на соединение образов в воображении. Нумерация (обозначение) образными кодами любых произвольных образов Универсальный принцип запоминания. Любой произвольный образ можно обозначить
любым образным кодом. Таким способом можно получать большое количество
пронумерованных опорных образов, а также эффективно запоминать любую пронумерованную
информацию: статьи Уголовного Кодекса, Конституции России и пр. Образ, удобный для запоминания (для соединения с другим образом в воображении) Образы, обозначающие элементы запоминаемых сведений должны удовлетворять нескольким требованиям. Они должны быть конкретными, крупными, объемными, цветными, максимально детализированными. Последнее условие является наиболее важным. Пространственно организованная комбинация зрительных образов, генерируемая мозгом при восприятии реальных объектов или при припоминании. Человек обладает способностью управлять образами в воображении: увеличивать, уменьшать, вращать, выделять части, соединять, комбинировать, сравнивать, трансформировать, видоизменять. Например, различные формулировки очень легко запоминаются после их представления в образной форме. Процесс представления текстовой информации в образную форму называется "пониманием". Заранее подобранные зрительные образы, обозначающие часто повторяющиеся элементы информации. Например, образы, обозначающие следующие элементы: 45, 359, А, G, Ноябрь, Понедельник, Светлана, sin. Образные коды должны быть уникальными и неизменяемыми. Это дает возможность быстро находить в мозге информацию с одинаковыми элементами, делать выборки информации. В системе "Джордано" запрещено соединять любые образные коды между собой. Это ведет к самоуничтожению связей. Подбираются слова, начинающиеся на нужную букву. А - Арка, Б - Бур, В - Винтовка... Применяются для запоминания информации в алфавитном порядке, для запоминания элементов автомобильных номеров, частей паролей и в других случаях. Образные коды двузначных чисел На числа от 00 до 99 заранее подобраны образы в соответствии с буквенно-цифровым кодом. Образные коды двузначных чисел подлежат обязательному заучиванию при обучении мнемотехнике. Образы подбираются по привычным сокращениям: ПоНедельник - ПН - ПоНчик. Образные коды названий месяцев Каждый месяц года обозначается фиксированным образом. Образы подобраны приемами привязки к хорошо знакомой информации и символизации. Март - букет мимозы. Образные коды трехзначных чисел На числа от 000 до 999 заранее подобраны зрительные образы в соответствии с буквенно-цифровым кодом. Причем, кодирование вновь начинается с нуля. Образные коды трехзначных чисел трудно заучить за короткий срок. Поэтому допускается их использование по справочнику при запоминании информации. При вопроизведении информации справочник не нужен, так как по буквам слов легко восстановить числа. Процесс фиксации в мозге элементов информационного сообщения. Основной способ запоминания в системе "Джордано". Ассоциация формируется постепенно, путем последовательного образования связей между парами образов. Образование слова из слогов (прием кодирования) Слог достраивается до осмысленного слова: МАШ - МАШина, ЗГИ - роЗГИ, ТЕЛ - ТЕЛефон. Такие слова запомнить очень легко, а по ним легко восстановить первоначально запоминаемые слоги. Этот прием применяется при запоминании частей паролей, новых названий, иностранных слов и в других случаях. Реальные предметы, способные воздействовать на мозг через разные каналы восприятия (слух, зрение, осязание и т.п.). Это количество информации, которое вы "осилили" за один раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем запомненной вами информации равен 20. Объем запоминания в мнемотехнике аналогичен количеству отжиманий в спорте. Очевидно, что имеет значение количество отжиманий "за один раз", а не суммарное число отжиманий в течение дня. Количество образов, которые способен генерировать мозг в один момент времени. Объем сознания равен примерно от 5 до 9 единиц (образов). В каждой анализаторной системе свой "объем сознания". Так, инертность слухового анализатора позволяет удерживать в мозге примерно 5-7 цифр. Ограниченность объема генерируемой мозгом информации связано с тем, что разные образы создаются одними и теми же клетками. Чтобы представить другой образ, предыдущий образ должен быть разобран, клетки необходимо освободить. Аналогия: сборка разных конструкций из набора деталей конструктора "Лего". Связь между образами одного анализатора. Например, связь между несколькими зрительными образами. Однонаправленной является рефлекторная связь. Это очень важно осознавать при запоминании иностранных слов. Если слово рефлекторно вызывает образ в воображении, то это не значит, что образ будет вызывать слово. Эта связь должна быть установлена отдельно в процессе запоминания новых иностранных слов (т.е., узнавание слов в тексте не гарантирует возможности их использования в речи). Опорные (стимулирующие) образы Заранее созданная в мозге последовательность зрительных образов, которые используются для последовательного запоминания и припоминания информации. По существу, система опорных образов является системой внутренней стимуляции мозга, отсутствующей у нетренированного в мнемотехнике человека. Часто используются другие названия: локи, вешалки, истории. С нейрофизиологической точки зрения система опорных образов является набором фильтров пространственных частот, с помощью которых осуществляется целенаправленное сканирование мозга. Система опорных образов позволяет свободно перемещаться по информации в мозге, буквально как по файлам в компьютере. Система опорных образов делает припоминание менее зависимым от измененных состояний сознания. Зрительный образ (относительные размеры - большой), обозначающий главный элемент информационного сообщения. Основой ассоциации не могут быть образные коды. Например, в информации "Кинотеатр Березка - 301-90-83", основой ассоциации следует выбрать образ "Березка". Основной способ запоминания в системе "Джордано" Образование искусственной ассоциации, состоящей из элементов запоминаемой информации. В ассоциации всегда выделяется основа (главный элемент информации) и элементы (остальные элементы информационного сообщения). Относительные размеры образов в воображении Различают следующие относительные размеры: большой, средний и маленький. Большой образ - основа ассоциации. Средние - элементы. Маленький - основа следующей ассоциации при непосредственном соединении ассоциаций между собою. Несмотря на относительные размеры, при соединении двух образов их всегда следует представлять крупными (большими). Ощущение (психический процесс) Процесс преобразования внешних (и внутренних) физических и химических воздействий на организм в электрические импульсы, которые воспринимаются нами (?) как образы, звуки, запахи, боль и пр. Один из психических процессов. Функция: образование связи между одновременно работающими нервными клетками. Следует отличать от запоминания - комплексного процесса накопления в мозге системы связей на основе разных психических процессов. В данной системе выделяется два процесса памяти, два способа фиксации связей мозгом: быстрая фиксация связей (электрическая память) и медленная фиксация связи (рефлекторная память). Механизмы быстрой фиксации связей в зрительном и речевом анализаторах, по-видимому, разные. В зрительном анализторе - синхронизация электрической активности групп нервных клеток. В речевом анализаторе - явление медленной синаптической передачи. Двухкомпонентная модель памяти не является новой в психологии и описывалась, например, Анри Бергсоном (1859-1941) в работе "Материя и память" (Франция). Предположительно впервые сформулирована в 16 веке Петром Рамусом (Англия). В настоящее время является основным методом обучения в системах образования во всем мире. Педагогическая мнемотехника отказалась от методов прямого запоминания с помощью зрительных образов и использует механизмы естественного (непроизвольного) запоминания в процессе выполнения учениками различных заданий: составление рефератов, перерисовка картинок из учебников, составление планов, конспектов, детальный анализ (разбор) изучаемого материала, решение большого количества задач, использование большого количества вспомогательного (дидактического) материала, многократный возврат к уже пройденному материалу, заучивание наизусть отрывков текстов и формулировок (зубрежка) и пр. При припоминании большого объема элементов (от тридцати) иногда возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает тот образ, который первым возник в воображении. Даже, если вам кажется, что это не так. Понятие, введенное Т.Рибо. Опытным путем он установил, что изменение чувствительности тела (изменения в работе анализаторных систем) ведет к провалам в памяти. Если рассматривать память как систему связей, то становится понятным, что для "срабатывания" связи (припоминание) нужен стимул. Если мозг не получает привычных стимулов, то связи оказываются заблокированными и человек ничего не может вспомнить. Разные стимулы активизируют разные пласты памяти. Например, человек, который 5 лет не ездил на автомобиле, тем не менее, мгновенно вспоминает все что нужно, как только садится за руль, как только попадает в определенную систему стимуляции. Повторение с использованием приемов мысленной прорисовки и проговаривания Один из способов повторения в мнемотехнике. Применяется для образования прямой связи между разными анализаторными системами: между образом и его новым словесным обозначением, между начертанием знака и его произношением, для закрепления в мозге новых образных кодов. Применяется для формирования в мозге последовательности рефлекторных реакций в пределах одного анализатора: закрепление фраз на иностранном языке, дословное запоминания фраз на родном языке. В отличие от обычной зубрежки, мысленное проговаривание (повторение) всегда осуществляется на фоне зрительных образов, специально вызываемых в воображении и без внешних подсказок. Повторение с полной расшифровкой Один из способов повторения в мнемотехнике. Применяется в первые несколько дней после первичного запоминания. Припоминаемые ассоциации полностью расшифровываются: информация читается по образам в своем первоначальном виде. Подбор слова по согласным буквам По буквам буквенно-цифрового кода подбираются слова, содержащие первыми буквами необходимые буквы (используются только согласные буквы): 25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор Процесс создания в воображении пространственно организованных зрительных образов. Если вы слышите фразу на незнакомом языке, понимание невозможно, так как в воображении не возникают образы. Понятие подразумевает толкование, разъяснение. Понятие необходимо понять - создать в воображении сюжетную ассоциацию, состоящую из нескольких образов. Примером понятия может быть понятие "Пояса Кьюпера" - внешняя область солнечной системы за орбитой планеты Нептун, где скопилось большое количество ледяных глыб, способных стать кометами. При запоминании понятия необходимо запомнить новое слово и его связь с сюжетной ассоциацией, показывающей смысл понятия. В пределах определенной науки понятия имеют иерархическую организацию. Следовательно, для качественного запоминания понятий следует специально запоминать и их структуру. Структура понятий фиксируется в мозге приемом запоминания на разные части образа. Мнемотехника не требует дословного воспроизведения толкования понятий. Главное - сохранение смысла, правильнпя передача пространственной организации образов в воображении. Ложные взаимосвязи между образами, "забитые" в мозг с помощью фраз, заученных до автоматизма: "Жуйте жвачку и ваши зубы будут здоровыми"; "Если кошка перешла дорогу, то будет неприятность"; "Детей находят в капусте"; "Хлебное дерево". Представление (психический процесс) Обеспечивает инвариантность восприятия. Отвечает за формирование обобщенного образа, содержащего наиболее характерные признаки группы похожих объектов. Представление слова в виде зрительного образа (прием кодирования) При восприятии слов образы возникают в воображении сами, рефлекторно. Сущность приема заключается в том, чтобы сознательно представить образы крупным, объемным, цветным и максимально детализированным. Числа преобразуются в зрительные образы несколькими приемами: 232 = ДТ КХ ДТ = Дт Кх дТ = ДКТ = ДиКТофон = зрительный образ диктофона. Процесс кодирования чисел в образы длительный и трудоёмкий. Поэтому для быстрого запоминания числовых сведений необходимо заранее заучить образные коды чисел. Образные коды двузначных и трехзначных чисел заранее подобраны и даются в виде справочника. Связи между зрительными образами, которые хорошо закреплены в общественном сознании (в головах большинства людей, живущих на одной территории). Примером привычной связи может быть "хлеб с колбасой" или "автомобиль с колесами". Простейшие мыслительные операции. Например, выделение части образа из целого образа. Преобразование "2" в буквы "Д" или "Т". Осуществляется путем тестирования способности запоминать двузначные числа, предъявляемые однократно. Навык запоминания оценивается по коэффициенту "Увеличения способности запоминания", в который входят обобщенные показатели средней скорости запоминания, объема запоминания, количество ошибок при припоминании. При оценке навыка запоминания должен быть исключен этап кодирования элементов информации в зрительные образы. То есть, человек не должен тратить время на преобразование чисел, слов, терминов в зрительные образы. Поэтому для тестирования применяются элементы информации, на которые хорошо заучены образные коды (двузначные числа). В широком смысле слова - последовательность двигательных реакций, запускаемых стимулами. Обладает свойством автоматизма. Может реализовываться физически (сокращение мышц) или может "проигрываться" в воображении. Будучи запущенной, программа поведения стремится реализоваться до конца. Отдельные слова и предложения могут быть рассмотрены как последовательность двигательных реакций речевого аппарата. Автоматизм фраз хорошо прослеживается на явлении, называемым "антиципацией" - любая рефлекторная последовательность движений стремится к своему завершению: "Вычислить путь звезды..." Когда в ванной комнате перегорает лампочка, человек все равно будет щелкать
рукой по выключателю - это ещё один пример высоко автоматизированных действий. Просмотр в воображении опорных образов и основ ассоциаций Один из способов повторения в мнемотехнике. В воображении просматриваются вспомогательные (опорные) образы и связанные с ними основы ассоциаций. Информация не расшифровывается. Этот способ позволяет быстро просматривать в воображении большое количество связей между образами и, тем самым, закреплять их в мозге. Применяется для поддержания в мозге большого количества потенциально нужной, но редко используемой информации. Количество перепадов светлого и темного на единицу длины. При восприятии образов зрительный анализатор "снимает" с сетчатки глаза информацию и анализирует её путем разбивки на ряд пространственных частот. Разномодальная ассоциация (целостный образ) Связи между разными анализаторными системами. Например, связь между зрительным образом и его словесным обозначением. Благодаря разномодальным связям человек способен опознавать объекты лишь по части информации о них. Например, по запаху. Система синаптических связей между нервными клетками. Связи образуются в ассоциативных зонах коры головного мозга, где нервные клетки разных анализаторов находятся в непосредственной близости. Рефлекторные связи могут образовываться и в пределах одной анализаторной системы, например, в двигательном и речевом анализаторе. В этом случае связи образуются между вставочными нейронами (рефлекторная дуга), благодаря чему мозг запоминает последовательность реакций на определенный стимул. Внутреннее проговаривание (речь на идеомоторном уровне). Один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими людьми. Огромное значение для развития отдельного человека и цивилизации в целом имеет письменная речь (письменность), как средство сохранения знаний. Используется для создания опорных образов и часто для расширения других приемов запоминания, когда нужно быстро создать дополнительные опорные образы. Основан на естественных ассоциациях, на связях, уже имеющихся в мозге. Мы никогда не видим предметы изолированно. Чашка всегда связана с ложкой, блюдцем, чаем, сахаром. Используются именно такие связи. Сворачивания ассоциативных цепочек эффект (эффект края в мнемотехнике) Любая длинная последовательность связей между зрительными образами (которые припоминаются полностью после запоминания) со временем как бы сворачивается, вспоминаются только первые и последние звенья такой цепочки. Для нейтрализации этого эффекта в системе "Джордано" не применяется запоминание длинных последовательностей образов. Сворачивание цепочек связей предположительно осуществляется во время сна. Таким образом мозг может формировать свернутые программы реагирования по типу "Если..., то...". Промежуточные связи уничтожаются для ускорения ответной реакции организма. Отличается от "закона края" Г.Эббингауза тем, что он исследовал непроизвольное запоминание - человек после запоминания мог воспроизвести первые и последние слоги - в мнемотехнике последовательность слогов, слов, чисел воспроизводится полностью после запоминания. Эффект края обнаруживается через много дней, если к информации не обращаться мысленно. Объекты имеют естественные связи друг с другом. Эти связи фиксируются мозгом непроизвольно, автоматически. Благодаря таким связям человек хорошо помнит дорогу домой и расположение предметов в своей квартире. На естественных связях основаны "Метод Цицерона", "Прием свободных ассоциаций", "Прием выделения частей образа", "Прием выделения невидимых частей образа". Применяется для кодирования в образ отрывка текстового материала (абзаца). Первоначально текст обозначается названием (основной смысл текста), затем, название символизируется зрительным образом. Фиксируя последовательность образов, обозначающих абзацы текста, можно пересказывать текст своими словами, без нарушения последовательности абзацев. Аналогично запоминаются лекции, доклады, речи, анекдоты, тосты и т.п. В данном случае процесс запоминания напоминает конспектирование. В памяти фиксируется не всё, а лишь самое главное. В сочетании с другими приемами запоминания метод сжатия информации позволяет достигать практически дословного пересказа текстов небольшого объема (в пределах параграфа школьного учебника). Одному слову могут соответствовать разные образы. Подбирается наиболее часто используемый образ (самое распространенное значение слова). Любовь - образ сердечка. Медлительность - образ черепахи. Разлука - образ поезда. Область химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Импульс бежит по аксону (длинное волокно), в синаптическое пространство выбрасывается нейромедиатор, который воздействует на дендриты, запуская генерацию импульсов в другой нервной клетке. Быстро можно запоминать информацию, состоящую из элементов, на которые заранее выучены образные коды. Так, для запоминания одного двузначного числа, вполне достаточно 6-ти секунд. Телефонный номер записывается в мозг за 18 секунд (нужно образовать 3 связи для создания ассоциации). Среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной связи). Если вы запомнили 40 двузначных чисел за 4 минуты, то ваша скорость запоминания равна 6-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ. Средняя скорость припоминания одной единицы информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, значит скорость припоминания, равна 1,5 секунды на число. Запомненные сведения могут припоминаться очень быстро, намного быстрее, чем запоминаются. Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов одного информационного сообщения. Так, телефонный номер обычно состоит из 4-х элементов: Аврора - 337-26-00. Для запоминания необходимо соединить эти четыре элемента, предварительно преобразовав их в зрительные образы. Мозг может, конечно, запомнить последовательность элементов телефонного номера как одну фразу. Но такое запоминание крайне неэффективно даже для двух-трех телефонных номеров. Смысл фразы (предложения, высказывания) Пространственно организованная картинка, возникающая в вашем воображении как реакция на слова фразы. Когда человек говорит "я не вижу смысла в вашем высказывании", он имеет в виду то, что его мозг не смог сгенерировать пространственно организованную комбинацию образов: "Прочисть жиклеры в карбюраторе" (девушки и дети в этом вряд ли увидят смысл, хотя он здесь есть). Новое направление мнемотехники, отличительной особенностью которого является теоретическое обоснование приемов запоминания, их классификация и унификация. Методы современной мнемотехники ориентированы на запоминание логически связанной информации: списков телефонных номеров, хронологических таблиц, терминов, понятий, определений, разнообразной учебной информации повышенной сложности. Основной способ запоминания - образование искусственной ассоциации - комбинации зрительных образов, в которых закодированы элементы запоминаемой информации. Однотипные сведения, преобразованные в ассоциации, могут соединяться непосредственно, без системы вспомогательных опорных образов. В этом случае ассоциации соединяются по своим основам приемом "Матрёшка". Группа непосредственно соединенных ассоциаций называется "Информационным блоком". Соединение двух образов (прием) Основной прием запоминания, ведущий к фиксации в мозге связи между двумя образами. Пары образов следует соединять так, чтобы можно было бы отличить первый образ пары и второй образ пары. То есть, в каждой паре соблюдается чёткая последовательность соединения. Для фиксации мозгом связи между двумя представляемыми образами достаточно несколько секунд. Например, за 10 минут (600 секунд) можно последовательно запомнить 100 образов, связывая их попарно между собой или с последовательностью вспомогательных опорных образов. Соединение образов (второй этап запоминания) Образование связи между двумя образами в воображении. Операция "Соединение образов" включает процесс память. Соединение образов в воображении - это прямая запись информации (связи) в мозг. Соединение образов (мыслительная операция) Главная мыслительная операция в мнемотехнике. Любая техника запоминания сводится к операции соединения образов. Актуальная в данный момент времени система связей мозга. Сознание (информация, генерируемая мозгом в воображение) постоянно изменяется, в зависимости от поступающих в мозг стимулов (извне, от тела, из самого мозга). Сознание существует только благодаря стимулам, поступающим в мозг. При отключении стимуляции мозга, система связей перестает генерировать информацию в воображение (нет стимулов, нет и реакций), сознание отключается, человек засыпает. Направление мнемотехники, берущее свое начало в Англии в 90 годах 20-го века. Спортсмены соревнуются в скоростном запоминании десятичных цифр, двоичных цифр, слов, лиц, имен, игральных карт и другой логически не связанной информации. Оценивается скорость запоминания, объем запомненных сведений, количество допущенных ошибок. Существуют уже устоявшиеся правила проведения соревнований и нормативы. Результаты впечатляют. Относится к электрической памяти. Проявляется в двух формах.
Текстовая информация (речевая, вербальная) Речевая информация, воспринимаемая посредством текста, либо на слух.
Нормальное (осмысленное) понимание и запоминание текстов основано на воображении
(представление читаемого в зрительных образах). Термин - это профессиональное название известного предмета, явления, действия. Например, можно сказать: "Ввести лекарство ректально". А можно: "Поставить клизму". "Ректально" и "Поставить клизму" - это одно и то же действие, обозначаемое в языке одним словом, а среди профессионалов-медиков - другим. При запоминании терминов необходимо запомнить произношение нового слова и его связь с привычным (общепринятым) обозначением действия, явления. Наиболее рациональное сочетание приемов и методов запоминания для фиксации в мозге определенного вида информации. Как правило, каждый вид информации имеет свою специфику при запоминании, несмотря на то, что общий принцип запоминания - универсальный (образование ассоциации). Образы в мнемотехнике делятся на два типа. Первый - это опорные образы. Второй - это комбинации образов (ассоциации), в которых закодирована конкретная информация. Информация, элементы которой при восприятии не вызывают появление зрительных образов в воображении. Точная информация не запоминается мозгом естественным путем. К точной информации относится практически вся учебная информация. Примеры: ряд случайных цифр, телефонные номера, исторические даты, названия, слоги, номера автомобилей, формулы. Для формирования способности запоминать точные сведения необходимо специальное обучение технике запоминания (мнемотехнике). Трансформация образа (мыслительная операция) Изменение первоначального образа в воображении без изменения его первоначального значения. "Карандаш" - длинный, короткий и толстый, свернутый в окружность, сломанный, заточенный, тупой и т.д. Увеличение-уменьшение образа (мыслительная операция) Мыслительная операция. При увеличении образа в воображении становятся доступны его мелкие части. И связи, образованные с ними. Фильтр пространственной частоты Аналогом может быть обычный камертон для настройки пианино. С помощью камертона можно быстро найти нужную струну - она начинает резонировать. Предъявляя мозгу определенный зрительный образ (фильтр пространственной частоты) можно мгновенно найти комбинации клеток, работающих на той же частоте. Припоминание образов осуществляется по принципу резонанса частот. Образы, подобранные на звуки определенного языка. Являются образным аналогом транскрипции и позволяют буквально записывать произношение слов на смысловом образе. |s| - Спичка, |au| - пАУк. Чтобы записать в мозг английское название свиньи, представьте свинью, в нос вставьте спичку, а на хвост посадите паука. Вспомнив свинью, вы просто прочитаете её название, как по словарю. Фонетические образные коды следует специально заучивать до автоматического уровня припоминания. При запоминании произношения иностранных слов применяются вместе с другими способами запоминания произношения. Формирование систем опорных образов Процесс создания в мозге иерархически организованных последовательностей зрительных образов. Опорные образы следует формировать заблаговременно и хорошо закреплять в мозге путем многократного их просмотра в воображении. Фиксированная последовательность слов, воспроизводящаяся автоматически, как реакция на стимул: образ, комбинацию образов, другую фразу. Мозг человека способен очень хорошо запоминать фразы. Комбинируя автоматические фразы, человек строит свою речь. Автоматизм фраз хорошо прослеживается при заучивании стихов: стихи воспроизводятся чисто механически, можно заучить стихотворение даже на совершенно незнакомом языке. Элементы информации, вызывающие зрительные образы в воображении. 917 - 41 - 45. Революция (Аврора) - начало войны (противотанковые ежи) - окончание войны (салют). Прием привязки к хорошо знакомой информации широко распространен даже среди людей, незнакомых с мнемотехникой. Целостный образ (разномодальная ассоциация) Связи между разными анализаторными системами (зрительный образ, звук, запах, вкус и т.п.) Образы связываются парами. Образы в каждой паре примерно одинакового размера. Соблюдается последовательность образов в каждой паре. Используется для создания коротких последовательностей произвольных образов, которые включаются в системы опорных образов. Цирковая (эстрадная) мнемотехника В основном применяет различные способы незаметной передачи информации исполнителю ассистентом. Наиболее часто информация кодируется в сочетание значимых слов в предложении. Информация может передаваться жестами, позами. Исполнители заранее заучивают разработанный ими язык кодирования информации. Мнемотехнику часто используют феноменальные счетчики для запоминания логарифмических таблиц, облегчающих устные вычисления, либо для запоминания таблиц вопросов-ответов. Т.е., в некоторых случаях счетчик вообще ничего не считает, а просто помнит наизусть результаты наиболее часто дающихся заданий. С помощью мнемотехники счетчики запоминают промежуточные результаты вычислений. Мнемотехника часто сочетается с фокусами для демонстрации "телепатии", "кожного зрения" и других "парапсихологических" феноменов. Иногда на эстраде демонстрируется и мнемотехника в чистом виде, когда исполнитель честно запоминает задания, дающиеся зрителями. Часто можно встретить фокусы, имитирующие мнемотехнику, когда исполнитель ничего не запоминает, а воспроизводит числовой ряд по известному ему и ассистентам алгоритму. Применяется для создания системы упорядоченных (опорных) образов, являющихся вспомогательными для запоминания другой информации. Основан на естественных ассоциациях - на связях, образовавшихся в мозге естественным путем. Это объекты в хорошо знакомых помещениях или на хорошо знакомой дороге. Понятие введено в системе запоминания "Джордано" для обозначения процесса синхронизации одновременно работающих нервных клеток, генерирующих образы в воображении. Время фиксации связи между соединяемыми в воображении образами зависит от тренированности человека и составляет от 0,8 секунды (мировой рекорд) до 6 секунд (ученический норматив при запоминании образных кодов). Однократно созданная связь сохраняется в мозге около 1 часа. При повторных активизациях (припоминание) связь может быть сохранена до полутора месяцев и даже пожизненно. Естественное запоминание осуществляется на основе этого же механизма. Мозг непроизвольно фиксирует связи между воспринимаемыми объектами и между образами, возникающими в воображении при чтении текстов. Зрительные образы, обозначающие элементы запоминаемой информации. Относительные размеры - средние. Как правило, это образные коды (двузначные числа, трехзначные числа, названия месяцев, дней недели, букв алфавита и т.п.). Например, в информации "Кинотеатр Березка - 301-90-83" элементами информации являются числа 301, 90, 83. Соответственно, элементами ассоциации будут их образные коды: КНиГа, РюМка, ВаКса. Весь процесс запоминания в системе "Джордано" делится на четыре этапа:
Все приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам. Словарик составил В.Козаренко
|
|
Главная Учебник Справочник Словарь Вопросы | |
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|