Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Аннотация Вы держите в руках книгу, которая является самым популярным изданием в мире по когнитивной психологии. Её автор, Р.Солсо, профессор Университете Невада-Рено (США) - всемирно признанный бесспорный авторитет в этой области. К тому же он владеет блестящим стилем изложения и мастерством говорить просто о сложных вещах, что делает эту книгу увлекательной и полезной не только для специалистов. В данной книге наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии - восприятия, памяти, мышления, воображения, искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и их пркладные аспекты. Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей - как гуманитарного, так и технического профиля, - связанных с различными видами деятельности человека в условиях современной техники. Об авторе Роберт Солсо - профессор отделения психологии Университета Невада-Рено (США), один из известнейших в мире специалистов и бесспорный авторитет в области когнитивной психологии. Неоднократно приезжал в СССР и Россию (он признавался, что полюбил нашу страну и ее людей), читал лекции в ведущих университетах, в том числе в Московском и Ленинградском, проводил исследования в Институте психологии Академии наук. Его книга "Когнитивная психология" выдержала шесть международных изданий и признана одним из самых значительных современных трудов по этой теме. Книга "Когнитивная психология" была написана в 1981 году, а на русском языке вышла впервые в 1995. С тех пор она не переиздавалась в России и, получив признание в кругу психологов и студентов, стала настоящей библиографической редкостью. И вот, наконец, вы держите в руках новое издание. В данной работе наиболее полно представлены классические и новейшие достижения основных разделов когнитивной психологии - восприятия, памяти, воображения, мышления, искусственного интеллекта. Рассмотрены как теоретические проблемы когнитивной психологии, так и ее прикладные аспекты. Книга адресована психологам и студентам, обучающимся на факультетах психологии;
преподавателям психологии; специалистам по информатике и искусственному
интеллекту, а также всем, кто серьезно интересуется психологией. Содержание Предисловие Глава 1. Введение Информационный подход
Концептуальные науки и когнитивная психология
Часть I. Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов Глава 2. Обнаружение сенсорных сигналов Ощущение и восприятие
Теория обнаружения сигналов
Теория связи и теория информации Объем восприятия
Функции сенсорных хранилищ Глава 3. Распознавание паттернов Подходы к распознаванию зрительных паттернов Принципы гештальта
Роль наблюдателя в распознавании паттернов Глава 4. Внимание
Пропускная способность и избирательность внимания
Модели избирательного внимания
Возбуждение и внимание
Управление и внимание Автоматическая обработка Часть II. Память Глава 5. Модели памяти Краткая история Строение памяти
Место памяти в когнитивной сфере Модели памяти
Глава 6. Память: структуры и процессы Кратковременная память
Долговременная память
Глава 7. Семантическая организация памяти Теории семантической организации
Ассоцианизм и его развитие
Когнитивные модели семантической памяти
Часть III. Мнемоника и образы Глава 8. Мнемоника и память Мнемонические системы
Способности к мнемонике
Выдающиеся мнемонисты
Глава 9. Мысленные образы Исторический обзор Количественная оценка Когнитивный подход
Против мысленных образов Часть IV. Языки развитие познания Глава 10. Язык, раздел 1: слова и чтение Ранние системы письменности Объем восприятия
Теория информации Знакомость: частность слов и опознание слов
Знания и понимание текста
Глава 11. Язык, раздел 2: структура и абстракции Лингвистическая иерархия
Грамматика преобразований Психолингвистические аспекты
Невербальное абстрагирование
Глава12. Когнитивное развитие Ассимиляция и аккомодация: Жан Пиаже
Разум в обществе: Лев Выготский
Информационный подход
Часть V. Мышление и интеллект - естественный и искусственный Глава13. Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие
решений Мышление Формирование понятий
Принятие решений
Принятие решений и рациональность Этнические аспекты мышления
Решение задач
Человеческий интеллект
Глава 15. Искусственный интеллект Истоки искусственного интеллекта Машины и разум: "имитирующая игра" и "китайская комната"
Какого рода компьютером является человек? Восприятие и искусственный интеллект
Память и искусственный интеллект
Язык и искусственный интеллект Решение задач и искусственный интеллект
Роботы Приложение. Современные методы нейрофизиологии
Словарь терминов
От Mnemonikon Роберт Солсо постоянно держит руку на пульсе когнитивной психологии и оперативно отражает в своих публикациях новейшие достижения в этой области. Он не боится отказаться от устаревших взглядов. Но и не спешит выбрасывать на свалку истории теории, которые пока нечем заменить. Р.Солсо пишет, что существующие модели памяти - это всего лишь метафоры, что нельзя понимать их буквально. Модели памяти призваны как-то систематизировать наши знания, модели памяти помогают понять и обосновать другие, самые разнообразные проявления психики человека. Предчувствуя появление в самое ближайшее время новой модели памяти, на основе которой, возможно, придется переписать всю когнитивную психологию, Роберт Солсо в этом издании своей книги вообще не дает формулировку памяти. Он выступает в роли систематизатора знаний, в роли мирового судьи. С одной стороны, Р.Солсо пишет о "кончине кратковременной памяти", а, следовательно, и о кончине двухкомпонентной теории памяти, которая делит память на два "хранилища" - долговременное и кратковременное. С другой стороны, он включил эти модели памяти в новое издание: "эти гипотетические структуры - кратковременная и долговременная память - являются физическими объектами не более чем любовь, ненависть и сравнение, но в них заключен наш способ представления информации о явлениях. Теория двойственной памяти несовершенна, но, учитывая предназначение когнитивных моделей, она все же полезна; отказ от неё при отсутствии другой, лучшей модели скорее внесет путаницу, чем научит нас чему-то". Тема "Образы и мнемоника" занимает целых 50 страниц в книге Р.Солсо - это рекордный объем в научных психологических публикациях. Книга очень интересная, написана простым и понятным языком (наверное, и автора перевода за это стоит поблагодарить), содержит много иллюстраций. На мой взгляд, книга Р.Солсо "Когнитивная психология", 2002, отражает переходный период в когнитивной психологии. Следующее издание книги, в котором уже будет сформулировано понятие "память" и будут описаны механизмы памяти, может существенно отличаться от этого издания. Потому что модель памяти нужна не только для понимания памяти, но и для систематизации всех наших знаний по психологии. В.Козаренко 8 ноября 2004 |
|||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||