Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
М.Г.Ярошевский История психологии Издательство «Мысль», Москва, 1985 год Книга представляет собой глубокое исследование истории психологии, охватывающее развитие этой науки от древних времен до наших дней. В ней прослеживается эволюция психологических знаний, анализируются отрасли психологии. В книге расширены разделы, освещающие историю отечественной психологической мысли в дореволюционный период, а также становление психологии советского периода.
Оглавление Введение Часть первая. Психология в недрах философии и естествознания Глава 1. Зарождение психологической мысли в странах древнего востока Глава 2. Античная психология Общий очерк развития античной психологической мысли Воззрения на природу психического Материальный субстрат психических явлений Психические процессы Глава 3. Учение о душе в феодальном обществе Развитие психологических идей в арабоязычной науке Психологические идеи средневековой Европы Роджер Бэкон. Номинализм Глава 4. Психологическая мысль в период перехода от феодализма к капитализму Психология в эпоху итальянского Возрождения Эмпирическое направление психологии в Испании Глава 5. Психологические учения 17 века Природа психического Учение о рефлексе Сенсорно-ассоциативные процессы Побудительные силы поведения Психофизическая проблема Глава 6. Господство эмпиризма и ассоцианизма в психологии 18 века Ассоциативная психология Психология способностей Развитие учения о нервно-психических функциях Материалистическая психология во Франции Зарождение материалистического направления в русской психологии Прогрессивные психологические концепции в США Зарождение идеи о культурно-исторических законах духовной жизни людей Итоги развития психологии в 18 веке Глава 7. Психология в первой половине 19 века Рефлекторное учение Учение об органах чувств Учение о головном мозге Ассоциативная психология Часть вторая Развитие психологии как самостоятельной науки Глава 8. Философские учения о психической деятельности в середине 19 века. Создание диалектико-материалистических основ психологии Позитивизм Иррационализм и волюнтаризм Вульгарный материализм Материалистическое учение русских революционных демократов Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании Глава 9. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку Физико-химическая школа в физиологии Дарвинизм Учение о рефлексе Психофизиология органов чувств Психофизика Исследование времени реакции Ассоциативная психология в середине 19 века Глава 10. Программы построения психологии как опытной науки Психология как наука о непосредственном опыте Психология как учение об интенциональных актах сознания Психология как учение о совершении психических деятельностей Глава 11. Развитие отраслей психологии в конце 19 - начале 20 веков Экспериментальная психология Дифференциальная психология Детская и педагогическая психология Зоопсихология Социальная и культурно-историческая психология Психотехника Глава 12. Школы психологии Структурная школа Э.Титченера Вюрцбургская школа Функционализм в американской психологии Бихевиоризм Гештальт-психология Фрейдизм Глава 13. Психология в капиталистических странах в 30-40-х годах 20 века Эволюция бихевиоризма Неофрейдизм Теория «поля» Курта Левина Учение Пиаже о развитии интеллекта Глава 14. Советская психология Русская психологическая мысль в предреволюционный период Становление советской психологии Отрасли советской психологической науки Вместо заключения Исторически путь психологии и логика ее развития Литература Указатель имен
Для чего листать летопись былых знаний? Какую пользу извлечет из этого тот, кого интересует сокровенная природа психических явлений - самых сложных из известных нам во Вселенной? Ведь то, что достоверно о них известно, наука сохраняет в силу своей бережливости. Проходят времена и люди, а научные истины остаются. На законе Архимеда или открытии Гарвея лежит печать: «Хранить вечно». В Лете тонут лишь ошибки, иллюзии, заблуждения. Знание же, испытанное на прочность трудным опытом многих поколений, входит в состав науки наших дней. Если мы пожелаем, например, познакомиться с основным законом психофизики - законом Вебера - Фехнера, то нет нужды искать старые немецкие книги, где он был впервые изложен. Достаточно открыть современный учебник. Сторонники такого мнения рассматривают науку только под одним углом зрения. Они не замечают в ней ничего, кроме готового, застывшего знания, оставляют без внимания вопрос о производстве этого знания, о силах, его породивших. При обращении к этому вопросу возникает потребность в мышлении «второго порядка» - иначе говоря, потребность сделать саму однажды возникшую мысль о предмете (например, о каком-либо психическом явлении) объектом специального изучения…
|
|
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|