Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Содержание книги Предисловие к французскому изданию Часть 1. Условия запоминания Глава 1. Некоторые сведения о памяти Часть 2. Как улучшить концентрацию внимания Глава 5. Мысленные картины и воображение Часть 3. Как улучшить организацию материала Глава 8. Техника ассоциаций Заключение
Ввиду важности зрительной памяти для процессов запоминания я условно уподоблю мозг фотоаппарату. Итак, представьте себе, что ваш мозг - это очень чувствительная фотокамера, запечатлевающая все, что в ней отображается. Большую часть времени она фокусируется автоматически, и мы не осознаем, что делается для создания четкого изображения. Когда у вас возникают трудности с памятью, это напоминает сбой в работе системы автофокусировки: вам теперь нужно вручную устанавливать объектив, что вы фактически и делаете, когда погружаетесь в чтение увлекательной книги или другую интересную деятельность. Книжные сюжеты и занятия, достойные вашего внимания, вы выбираете с учетом ваших целей. Вы становитесь хозяином положения в процессах регистрации событий памятью и, возможно, действуете при этом более творчески - вы как бы сами снимаете свой кинофильм. Вы очерчиваете сюжет этого фильма и выбираете, под каким углом зрения проводить съемку. Возможно, вы осознаете, что, когда ваш ум находился под автоматическим контролем, он был ограничен в своих проявлениях. Тем не менее он был хорошо отрегулирован, чтобы эффективно выбирать то, что ему важно было зарегистрировать в данной ситуации. Это сложный механизм, который действует бессознательно, пока находится под влиянием достаточно сильной мотивации. Такая мотивация может быть связана с работой, чувством ответственности, природной любознательностью или жизненными устремлениями. Выбор запоминаемых образов в каждой ситуации зависит от её специфики. Вы можете взять на себя контроль над памятью, переходя к "ручному управлению", т.е. к осознанию того, что хотите запомнить. Составьте общий план действий в соответствии с вашим "сюжетом" и берите себе на заметку всю относящуюся к нему информацию. При вмешательстве сознания в вашей памяти остаются гораздо более верные и стойкие следы. Анализируя запоминаемое, думайте о своем настроении, чувствах и впечатлениях. Без всяких колебаний делайте комментарии по поводу этого эмоционального контекста. Это в нужный момент намного облегчит вам извлечение информации из памяти. Подобная тренировка ума разовьет вашу любознательность, подчас в нас дремлющую. Любознательность - это тот самый ключик к нашему вниманию, который откроет нам путь к хорошей памяти.
3 марта 2004 |
|||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2004. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||