Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Harry LORAYNE Оглавление Предисловие Часть 1 Глава 1. Насколько вы наблюдательны? Глава 2. Привычка - это память Глава 3. Проверьте вашу память Глава 4. Интерес к запоминанию Глава 5. Цепной метод запоминания Глава 6. Система слов-зацепок Глава 7. Совместное использование системы слов-зацепок и цепного метода Глава 8. Как тренировать свою наблюдательность Глава 9. Как запоминать речи, статьи, стихи и анекдоты Глава 10. Как запоминать игральные карты Глава 11. Как запоминать многозначные числа Глава 12. Несколько слов-зацепок про запас Глава 13. Как запоминать даты Глава 14. Как запоминать иностранные слова, незнакомые слова и абстрактную информацию Глава 15. Как запоминать имена и лица Глава 16. Что скрыто в имени? Глава 17. Что ещё нужно знать об именах и лицах Глава 18. Как запоминать факты о других людях Глава 19. Как важно иметь хорошую память Глава 20. Не будьте рассеянными Глава 21. Удивите своих друзей Глава 22. Как запоминать встречи и деловые расписания Глава 23. Как запоминать годовщины, дни рождения и другие важные даты Глава 24. Демонстрация возможностей памяти Глава 25. Использование систем Часть 2 Глава 1. Организуйте свой ум с наибольшей эффективностью Глава 2. Культивируйте свой интерес к плодам успеха Глава 3. Пробудите свой энтузиазм - усильте свою инициативу Глава 4. Думайте эффективно, чтобы добиться результатов Глава 5. Думайте логично, и тогда никто не сможет вас остановить Глава 6. Думайте творчески и оставьте все свои наезженные колеи Глава 7. Вы можете найти время для всего Глава 8. Умножьте свою отдачу за счет привычки к концентрации Глава 9. Вы сможете решить свои проблемы, как только узнаете, в чем они состоят Глава 10. Укрепление хороших привычек - избавление от плохих Глава 11. Вы должны верить другим, если хотите добиться успеха Глава 12. Любопытство тоже может привести вас к успеху Глава 13. Вы можете научиться всему, чему захотите Глава 14. Как улучшить свою наблюдательность Глава 15. Как запоминать любую информацию с наименьшими усилиями Глава 16. Как запоминать больше Глава 17. Как добиться того, чтобы вас полюбили: секрет личного обаяния Глава 18. Как научиться выступать перед людьми, не испытывая страха Глава 19. Контроль над беспокойствами: секрет душевного равновесия Глава 20. Как победить страх и преодолеть неизбежные проблемы Глава 21. Замените позитивное мышление позитивным деланием Глава 22. Какого успеха вы для себя хотите? Глава 23. Как стать хозяином своей удачи От Mnemonikon Общее впечатление от книги - очень хорошее. Эта книга, которую стоит купить. Автор - Гарри Лорейн - в отличие от десятков других авторов, пишущих о тренировке памяти, действительно разбирается в мнемотехнике. И не только разбирается в ней, но и владеет техникой запоминания в объеме, достаточном для того, чтобы демонстрировать феноменальную память на эстраде. Хочу напомнить, что вы находитесь на сайте, на котором осуществляется обучение мнемотехнике. Мнемотехника здесь представлена в виде самостоятельной учебной дисциплины, что неизбежно ведет к некоторой консервативности, неприятию систем других авторов. Кто-то, может быть, считает, что методы запоминания могут быть разными, могут отличаться у разных авторов. Однако я с этим категорически не согласен. Мозги у всех одинаковые, механизмы памяти едины. Из механизмов памяти следует теория мнемотехники. А теория мнемотехники диктует совершенно определенные способы запоминания, изменение которых ведет к резкому снижению скорости запоминания, качества и объема запоминания, к стиранию информации в памяти, создает путаницу при воспроизведении информации. Поэтому популярные издания по тренировке памяти здесь всегда анализируются и сравниваются с правильной мнемотехникой, с Системой запоминания "Джордано". Но это не значит, что вы должны пользоваться только методами Системы запоминания "Джордано". Просто в сравнении лучше понимаются способы запоминания, описываемые разными авторами. Гарри Лорейн - эстрадный артист, демонстрирующий мнемотехнику на эстраде. И это накладывает сильный отпечаток на его методы запоминания. Как пишет сам автор, он никогда не углублялся в психологию памяти, в теорию памяти. И даже не совсем понимает некоторые современные "навороченные" системы запоминания. Ему этого и не нужно, так как использование мнемотехники на эстраде не требует развитой системы запоминания. Потому что на эстраде не запоминаются учебники истории и географии, не учатся иностранные языки, не требуется долговременное запоминание. На эстраде запоминаются числа, слова, карты, буквы, имена зрителей. А для этого не нужно знать мнемотехнику в полном объеме. Для повторения "фокусов" с памятью, описанных Гарри Лорейном, вполне достаточно изучить всего один курс на этом сайте - вводный курс мнемотехники "Интенсивный тренинг" (один месяц). Гарри Лорейн - артист. Мнемотехника является хоть и важным, но вспомогательным инструментом в его работе. Основная задача - произвести эффект, удивить, поразить зрителей. Исполнить номер красиво. Гарри Лорейн запоминает честно, с помощью мнемотехники. Но во многих номерах к мнемотехнике подмешиваются фокусы. Кстати, становится понятным, почему психологи часто относятся к мнемотехнике не очень серьезно. Именно из-за того, что мнемотехника ассоциируется с фокусами. Но такое понимание мнемотехники свойственно английским и американским психологам. У них и слово "магия" понимается как "фокусы". В то время как по эту сторону океана (в России) мнемотехника не смешивается с фокусами, да и магию у нас понимают именно как магию (парапсихологические способности). Книга "Суперпамять" Гарри Лорейна будет интересна, прежде всего, тем читателям, которые хотят использовать мнемотехнику для развлечения. Например, для демонстрации чудес феноменальной памяти на праздничных вечерах или даже для профессиональных выступлений. Гарри Лорейн дает много хороших идей по поводу того, как превратить простые мнемонические приемы в эффектные цирковые номера. Если вы прошли хотя бы вводный курс "Интенсивный тренинг", вы можете сразу исполнить предлагаемые автором фокусы, которые могут быть и "честным запоминанием", и запоминанием с хитростями (фокусами). Можно ли научиться запоминать по этой книге? Нет, к сожалению, нельзя. Автор не дает системы упражнений, на которых можно было бы отработать предлагаемые методы запоминания. Автор книги - действующий мнемонист. Поэтому вы не найдете в его книге бредовых приемов запоминания, которые наполняют другие книги по тренировке памяти. Основной метод запоминания, разумеется, это соединение в воображении зрительных образов. Автор рассказывает (в основном) только о действительно работающих методах запоминания. Сама мнемотехника Гарри Лорейна достаточно проста и ограничивается всего несколькими приемами запоминания. Это прием "Цепочка" (цепной метод запоминания, по терминологии автора). Это буквенно-цифровой код. Это образные коды на запоминаемые элементы информации (числа, карты). Это вспомогательные системы опорных образов, например, из образных кодов букв английского алфавита. Этого вполне достаточно, чтобы выступать на эстраде и поражать публику феноменальной памятью. С точки зрения Системы запоминания "Джордано", в которой теоретические вопросы памяти и мнемотехники разработаны очень подробно, и которая ориентирована в первую очередь на долговременной запоминание учебной информации ("фокусы" с числами, словами и картами рассматриваются всего лишь как начальные упражнения), методы запоминания Гарри Лорейна содержат некоторые методические ошибки. Далее будут проанализированы некоторые неточности, допускаемые автором в описании методов запоминания, но это, вероятно, будет интересно читать тем, кто обучается мнемотехнике по Системе "Джордано". Но это не значит, что методы Гарри Лорейна не работают. Ведь он выступает с этими методами на эстраде! Однако всегда следует учитывать моменты, из-за которых информация в переводных книгах о мнемонике может искажаться. Первое. Смысл и тонкости описываемых методов могут теряться при переводе. Книги по мнемотехнике нельзя переводить дословно. Такие книги нужно адаптировать к русскому языку. Нужно переделывать буквенно-цифровой код, нужно переделывать образные коды, нужно придумывать новые примеры. Другими словами, ошибки могут быть связаны с переводом. Издательства, как правило, не имеют в своем штате специалистов по памяти, и проверить перевод некому. Второе. Эстрадный артист - это эстрадный артист. Гарри Лорейн неоднократно упоминает в своей книге о том, что его номера крадутся и без его разрешения используются в эстрадных представлениях другими людьми. А один человек (фамилия не указывается) своровал у Гарри программу выступления целиком. Поэтому эстрадные артисты склонны держать свои методы и фокусы в секрете. И разглашают в основном либо устаревшие (уже всем известные) номера, либо приемы запоминания, которые они сами не используют (низкоэффективные приемы запоминания). Примером такого приема, которым Гарри с удовольствием со всеми поделиться, может быть запоминание бессмысленного имени "Roy B.Giv" для запоминания цветов радуги: Red, Orange, Yellow, Blue, Green, Indigo, Violet. Третье. Автор книги проводит платные занятия по мнемотехнике. Зачем же раскрывать все секреты в книге? Цель книги - реклама имени, привлечение клиентов на курсы, прибыль с продажи самой книги. Четвертое. Не исключено, что автор преднамеренно дезинформирует читателя (потенциального его конкурента). Общее описание техники вроде бы и правильное, но на тонкости, детали, от которых и зависит эффективность запоминания, внимание не акцентируется. А часто вообще мышление переводится на ложный путь. Пятое. Может быть Гарри Лорейн на самом деле запоминает именно так, как он описывает это в своей книге. Может быть он просто привык к своим методам запоминания. И лично у него они хорошо работают. Попробуйте его способы! Но чтобы понять, чем отличаются методы Гарри Лорейна от других методов, мы вынуждены провести сравнение с Системой "Джордано". А то вы можете не обратить внимания на такие тонкости! Ещё раз хочу повториться! Сравнение делается не для того, чтобы показать, что методы Гарри Лорейна лучше или хуже. Сравнение делается для того, чтобы вы обратили внимание на методические тонкости. Как я уже говорил в начале статьи, книга Гарри Лорейна произвела на меня очень хорошее впечатление. Я бы даже сказал, что это первая книга по теме "Тренировка памяти", из купленных мною за три последних года, которую я прочитал с удовольствием, в которой нашел много нового и интересного для себя. Правда, не в мнемотехнике, а в фокусах, с использованием мнемотехники. Итак, пройдемся коротко по главам книги. Понятие "ассоциация". Автор понимает под этим словом "Прием привязки к хорошо знакомой информации". Термин "ассоциация" используется им в смысле "ассоциировать с тем-то и тем-то". Например, название планеты Венера может ассоциироваться со статуей Венеры. В Системе "Джордано" под ассоциацией понимается связка элементов запоминаемой информации. В главе третьей вам предложат проверить память. Это уже традиционные тесты на запоминание, совершенно аналогичные тестам в книге "Тренировка памяти" Франца Лезера. Однако и здесь чувствуется, что автор хорошо владеет мнемоникой и знает реальное время, необходимое для запоминания чисел, слов, фамилий. Так, например, на запоминание 20-ти слов под номерами Гарри Лорейн дает 3 минуты. Тогда как в других книгах на этот тест авторы отводят по 40 секунд! (Сразу видно, что сами никогда не запоминали этот тест!). Нормативное время запоминания этого теста после прохождения вводного курса "Интенсивный тренинг" составляет 2 минуты. Как видите, даже по такой мелочи (отводимое на запоминание время), можно судить о компетентности автора. Гарри Лорейн знает, сколько времени нужно для запоминания двадцати слов! Глава 5, цепной метод запоминания. Гарри Лорейн не формулирует четких правил соединения образов. И сам (в примерах) каждый раз запоминает по-разному. В основном он использует гибридные образы. Например, когда нужно соединить пару "ковер" и "бумага", автор предлагает представить "ковер, сделанный из бумаги". В Системе "Джордано" это было бы признанно грубой ошибкой при запоминании (нужно видеть в воображении два разных соединенных образа). Гарри Лорейн склонен думать, что смешные ассоциации запоминаются лучше. Это говорит о том, что основной механизм запоминания, хоть и используется, но не осознается автором (общий контур двух соединенных образов). Лорейн рекомендует не использовать логичные (привычные) ассоциации. Если нужно образовать связь (в цепочке) между образами "бумага" и "бутылка", автор приводит такую иллюстрацию: "из бутылки выливается бумага". В Системе "Джордано" и это было бы признано ошибкой, так как нарушена последовательность образов в паре. Первым должен быть образ бумага, вторым - бутылка. Например, так: "бумагу протыкает бутылка". Интересно отметить, что из-за отсутствия четких правил соединения пар образов, Гарри Лорейн сам путает последовательность образов при припоминании. В связи с чем рекомендует делать дополнительные подсказки из образов в воображении, чтобы не перепутать последовательность образов в цепочке. И снова встречаемся с неопределенностью термина "ассоциация". В одних случаях под этим термином понимается "ассоциирование с чем-то", в других случаях автор вкладывает в понятие "ассоциация" всего лишь образование связки из двух образов. Мнемоническая формулировка ассоциации автором не дается (соответственно и не используется прием образования ассоциации). Далее можно наблюдать очень интересный ход мыслей автора. Он иллюстрирует, как нужно запомнить связь между двумя образами: "кровать" и "бутылка". Он пишет, что можно, конечно, представить, что бутылка лежит на кровати. Но так делать не нужно!!! Лучше представить, как вы спите в бутылке. Это явное искажение техники запоминания уводит читателя в сторону от правильной техники. Гарри Лорейн очень часто использует метод замены предмета (образа), привязывая всё к себе. Например, для запоминания связки "гвоздь" - "сигарета", автор рекомендует представить, что вы вместо сигареты курите гвоздь. При описании метода запоминания длинных чисел допускается уже стандартная ошибка. Образные коды чисел рекомендуется связывать цепным методом. Это возможно только в том случае, если числа в ряду не повторяются. При повторении чисел неизбежно будут возникать пропуски из-за интерференции (наложения одинаковых образов), всегда будет вспоминаться последняя связь с повторяющимся числом. Автор хороший рассказчик. Приводит большое количество историй, анекдотов. Так, дойдя до сороковой страницы книги, вы узнаете всего лишь об одном приеме - приеме "Цепочка". Буквенно-цифровой код. А воз и ныне там... И снова переводчик взял и заменил английские буквы русскими. И получилась полная ерунда. Соответственно и образные коды чисел просто переведены с английского на русский. Автор спрашивает: "Вы поняли идею, по которой я подбирал слова для чисел?" После такого прямого перевода понять идею невозможно. Нельзя так переводить книги по мнемотехнике. Глава 9. Запоминание речей, статей, анекдотов. Тут все ограничилось рекомендацией составить план речи, обозначить пункты плана образами, запомнить образы последовательно. Правильно, конечно, но явно маловато для такой сложной темы. Глава 10. Запоминание игральных карт. Тут все в точности так, как и в Системе "Джордано". С той лишь разницей, что последовательность карт рекомендуется запоминать на образные коды чисел (от 01 до 54). Можно и так, но запоминание будет быстрее и надежнее, если вы будете запоминать образные коды карт методом Цицерона, который, кстати, Гарри Лорейн вообще не описывает в своей книге. Как вариант запоминания длинного числового ряда, автор предлагает разбивать числовой ряд либо на трехзначные числа, либо на четырехзначные. И затем подбирать по буквам слова! Хотелось бы посмотреть этот метод в действии! Ведь для подбора слова по четырем буквам может потребоваться очень много времени. А часто вообще подобрать слово нельзя. Очевидно, что эти методы из копилки тех методов, о которых рассказать не жалко. Все равно не работают! Даются образные коды на буквы английского алфавита. Это автор называет "запасными вешалками", которые могут быть использованы дополнительно к основному способу запоминания последовательности - числам от 01 до 99. В Системе "Джордано" запрещено использовать образные коды в качестве опорных образов. Только для фокусов и упражнений. Но в данной книге речь идет, конечно же, о фокусах с памятью. Получается, что можно использовать! Но только не для долговременного запоминания. Для временного, примерно на один час. Для создания дополнительных опорных образов Гарри Лорейн советует использовать особый способ кодирования чисел в образы. По похожести. 1 - карандаш. 2 - лебедь. 4 - стул. 11 - две макаронины. 12 - бейсбольная бита и мячик. Автор пишет, что у него в памяти заготовлено 16 таких образов, которые он использует для запоминания, когда основные (01-99) оказываются заняты. В главе 13 автор раскрывает секрет вычисления дня недели по числу, месяцу и году. Это уже больше относится к технике устного счета. Мнемоника тут является лишь вспомогательным средством, для удержания в памяти необходимых исходных данных для вычислений в уме. Метод описывается очень подробно и понятно. Совсем не сложно, если вы способны запомнить десяток чисел. Числа, необходимые для вычислений в уме, гораздо проще запомнить по Системе "Джордано", чем методами, которые описывает Гарри Лорейн. Хорошее упражнение для мозгов. Не буду переписывать, почитате. Глава 14. Как запоминать иностранные слова, незнакомые слова и абстрактную информацию. Примеров мало, никакой системы нет. Смысл простой - представить образ (смысл) и связать с ним образы, напоминающие произношение. В принципе, правильно. Если не рассматривать большое количество тонкостей... Глава 15. Запоминание имен и лиц. Тут техника запоминания полностью соответствует технике запоминания лиц и имен в Системе "Джордано". Следовательно, все абсолютно правильно! Если не учитывать два момента. Не дается метод запоминания последовательности лиц. И автора не интересует долговременное сохранение информации. Вероятно, на представлении это не нужно. Следует отметить, что эта первая книга по тренировке памяти (из тех, которые я читал), в которой правильно описывается техника запоминания лиц и имен. Глава 18. Как запоминать факты о других людях. Здесь Гарри Лорейн старается выйти за пределы цирковой мнемотехники. Дает рекомендации по запоминанию нужной информации. Но, к сожалению, под "фактами о других людях" понимается что-то типа профессии человека. И всё. Чтобы запомнить, что человек работает прокурором, в ассоциацию (с именем и фамилией) добавляется деревянный молоток. В системе "Джордано" под "фактами о других людях" понимается целый список информации о человеке (телефоны, адреса, дата и место рождения, номер автомобиля, место работы и пр.). Цирковая мнемоника сильно ограничена в своих методах, чтобы запоминать что-то подобное. Далее автор дает хороший пример будущим авторам книг по тренировке памяти. Как и фамилию засветить, и деньги за книгу получить, и ничего не рассказать и даже запутать малость! Вот такой оригинальный способ запоминания связки "Карандаш" - "Лампочка". Гениально (по абсурдности)! Нужно создать такую цепочку мыслей в голове: карандаш - грифель - черный - белый - лампочка! Глава 14. Пошли чистые фокусы с использованием элементов мнемотехники. Допустим, есть матричная табличка со 100 четырехзначными числами. По вертикали они пронумерованы буквами (от А до К), по горизонтали - числами (от 1 до 10). Таблица составляется заранее, раздается зрителям, исполнитель воспроизводит любое четырехзначное число на пересечении строк. Всё очень просто. Мнемотехника плюс фокусы. Можно запомнить честно, без фокусов. Но зачем? С фокусами проще. А эффект тот же. Во всяком случае, теперь понятно, почему профессор Челпанов (книга "О памяти и мнемонике"), настаивал на том, что мнемотехника не заслуживает научного изучения, так как все это (то, что показали профессору Челпанову) - фокусы, обман! Глава 22. Как запоминать встречи, деловые расписания и другую бытовую и учебную информацию. В этом Гарри Лорейн не очень силен. Лучше вам использовать для этого Систему "Джордано". Вторая часть книги (вторая книга в книге) не имеет ничего общего с мнемотехникой. Если вы читали Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", то вторая часть как раз что-то типа этого. Сборник правил-рекомендаций, советов по жизни. Как преодолеть собственную лень, как добиться успеха, как правильно использовать время и т.п. Интересно, но совсем не по теме "память". Стоит ли купить книгу Гарри Лорейна "Суперпамять"? Да! Стоит! Особенно, если вы хотите использовать мнемотехнику для развлечения своих друзей и родственников. Гарри Лорейн даст вам много ценных советов о том, как на основе простых методов мнемотехники организовать эффектную демонстрацию феноменальной памяти. Однако, чтобы показывать эти номера, вам желательно пройти хотя бы вводный курс "Интенсивный тренинг" на этом сайте. Так как тренировочных упражнений Гарри Лорейн не дает. А без упражнений освоить мнемотехнику весьма и весьма затруднительно. Если же вы хотите использовать мнемонику в школе или вузе, для запоминания учебной информации, то методов, изложенных в этой книге, будет мало. Тут нужно изучать мнемонику в полном объеме, а не только начальный уровень, который, между прочим, уже достаточен для выступлений на эстраде. Таким образом, книга "Суперпамять" Гарри Лорейна знакомит вас с начальным уровнем в мнемотехнике, с самыми простыми приемами, необходимыми для демонстрации "фокусов" с памятью. Однако упражнений в этой книге нет. И как тренироваться - вы должны решать сами... В.Козаренко 5 мая 2005 года
|
|||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь | |||
Интернет-школа
мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко, Россия, Москва, 2002-2005. Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника |
|||